Периодически наш город потрясают скандалы, связанные с планами той или иной группы энтузиастов привлечь бюджетные деньги и иностранные инвестиции для строительства нового порта или портового терминала в низовьях Днепра. Оно и понятно, третья по величине река Европы, крупнейшая водная транспортная магистраль Украины и Белоруси объективно чрезвычайно удобное средство переброски грузов на сотни и тысячи километров.
Тем более, что водный транспорт – один из самых дешевых и экономически удобных. Группы эти, ясное дело, конкурируют между собой и пытаются опорочить друг друга в глазах общественности, используя при этом популистские призывы "спасти плавни" и "сохранить экологию".
Кошмар в затонах
Раньше других в конкретный проект воплотились планы расширения Херсонского морского порта на левобережные плавни как раз напротив проспекта Ушакова. Ещё в 2009 году была торжественно презентована "Генеральная схема социально-экономического развития государственного предприятия "Херсонский морской торговый порт", с присутствием на мероприятии тогдашнего председателя облсовета Владимира Демехина, херсонского городского головы Владимира Сальдо и нардепов от БЮТа Юрия Крука и Юрия Одарченко. Видимо, эти люди и пролоббировали распоряжениее Кабмина (№ 166-р от 6 января 2010 г.) о реализации инвестпроекта морпорта по строительству железнодорожной ветки от станции "Цюрупинск" до затонов № 1 и № 2.
Планировали поучаствовать в освоении бюджетного миллиарда и примерно такого же объёма частных инвестиций, превращая курортно-рекреационное левобережье Днепра в промышленную зону. О чудовищных последствиях реализации этого проекта для природы Нижнеднепровских плавней мы рассказывали в статье "Порт посягнул на плавни" ("Вгору" № 6/385 за 2010 г.): "Плавни между Херсоном и Цюрупинском будут засыпаны, застроены и загрязнены разнообразными "пылящими грузами" перевалочных площадок. Не исключено также, что железнодорожную ветку Цюрупинск-Херсон используют для вывоза песка с погрузкой на морские суда, что ставит под угрозу перспективы рекреационного потенциала не только Нижнеднепровских плавней, но и Алешковских песков".
К счастью, затянувшийся кризис поставил крест на планах "поиметь" бюджетный миллиард, а частный инвестор не особо расположен тратиться на железнодорожное строительство таких масштабов. Посему данный проект явно перешёл в категорию "невыполнимых" в нынешних экономических реалиях.
Перевалка в Стеблиевском лимане
Несколько позднее свои планы обозначила другая группа портовых лоббистов. Еще в феврале 2010 г. "долгосрочный проект" строительства порта в районе Стеблиевского лимана презентовал на пресс-конференции тогдашний первый вице-мэр Херсона Вячеслав Яременко. Этот порт усиленно лобируют несколько депутатов горсовета и группа херсонских архитекторов во главе с Григорием Ходиным. Видимо, именно поэтому участок для строительства этого порта на острове между 1-м и 2-м Погорелыми озёрами и Кошевой появился на недоброй памяти корректировке генерального плана Херсона 2010 года.
Слава богу, в прошлом году прокуратура опротестовала утверждённую депутатами горсовета корректировку, а значит, в силе остаётся вариант генплана 2003 года, где никакого порта в плавнях нет. На Стеблиевском лимане природа сохранилась практически в первозданном виде. Здесь массово нерестится рыба, гнездятся лысуха и кряква, даже бобров видели в этих местах. Естественно, этот участок включён в состав территории создаваемого в плавнях Нижнеднепровского национального природного парка. О том, какие именно грузы планируют переваливать лоббисты этого проекта, уже шла речь в статье "Сколько портов нужно Херсону?" ("Вгору" № 37/468 за 2011 г.): "Знающие люди говорят, что там собираются работать с минудобрениями. Стеблиевский лиман соединен с Кошевой и рукавом Ольховый Днепр, также с озерами Лопухи и Медное. И понятно, что после сооружения перевалки химикатов Украина может потерять все низовье Днепра".
Увы, опасность реализации этого портостроительства сохраняется и по сей день. Уж слишком много у него влиятельных сторонников в горсовете.
Читать также:
Интермодальный синдром
Как примирить все "за" и "против" строительства речного терминала в Антоновке?
Новый морпорт в Херсоне: быть или не быть?
Проблемы – по течению
На Генплане Херсона порта в Киндийке нет
Антоновцы против строительства речного терминала вокруг Молодежного пляжа
В Херсоне протестовали против вырубки Антоновских плавней
Семенчев высказался в поддержку проекта строительства терминала возле Антоновского моста
«Прибрежный» под угрозой
И наконец, в прошлом году заявила о себе третья группа энтузиастов. В феврале 2011 года поселковый голова Антоновки Игорь Семенчев заявил, что в его поселке также будет порт. Точнее, здесь намереваются построить перегрузочный терминал в рамках планов создания Херсонского оптового рынка. В начале прошлого года эту идею поддержал и губернатор Николай Костяк. В данном случае под застройку уходит территория болотистого побережья центрального русла Днепра, на которой, согласно действующего генплана города, планировалось строительство жилого района "Прибрежный".
Месяц назад проект перегрузочного териминала был презентован и вызвал волну протестов общественности, жителей Антоновки, оппозиционных к нынешней власти политиков и… херсонских архитекторов.
С точки зрения сохранения дикой природы Нижнеднепровских плавней Антоновский вариант портостроительства наиболее безопасен. Ещё уцелевшие здесь тростниковые болота изолированы и от левобережных плавней, и от участков на правом берегу выше по течению. Они полностью окружены городской застройкой, загрязнены бытовыми стоками и "приговорены" во всех вариантах генплана Херсона. Мало того, если перегрузочный терминал площадью в 180 га будет построен именно здесь, то уже никакой инвестор никаких денег на альтернативные проекты не даст –в низовьях Днепра может существовать только один большой порт. А это значит, что угроза уничтожения плавней на левом берегу и в дельте Днепра надолго отступит. Следует сказать и то, что антоновский проект никак не мешает созданию Нижнеднепровского национального природного парка. Просто потому, что реализуется на территории, с 1986 года планируемой под городскую застройку.
Первоапрельская шутка
Впрочем, для противников терминала в Антоновке природоохранные соображения, похоже, находятся на последнем месте. А на первом – тот самый элитный микрорайон "Прибрежный" с местами для швартовки частных яхт и катеров, эдакая местная Конча-Заспа. В пользу именно такого предположения свидетельствует трогательное единство БЮТовской оппозиции во главе Владимиром Мыколаенко и провластного большинства в городском совете, руководимого Владимиром Сальдо. На состоявшейся 30 марта 16-ой сессии горсовета журналисты, потерявшие от удивления дар речи, созерцали совершенно инфернальную в своей нереальности картину: перед началом голосования по внесенному фракцией ВО "Батьківщина" обращению к Президенту Украины, Премьер-министру и главе обладминистрации против строительства терминала Владмир Сальдо произнёс ключевую фразу: "Прошу поддержать….".
И поддержали! Уже только одно это голосование для любого здравомыслящего херсонца должно служить сигналом того, что движет этими людьми отнюдь не радение об экологии. БЮТовцы, регионалы и коммунисты, как показывает опыт, объединяются только для защиты шкурных интересов.
Апофеозом бесстыдства стал первоапрельский митинг "против порта в Киндийке", организованный разнопартийными депутатами горсовета Виктором Гаврилюком, Станиславом Трошиным и Аллой Беличенко. Под транспарантом "Плавни не отдадим" говорилось много красивых слов о "необходимости сохранения Днепра". Вот только ни словом выступающие на митинге не заикнулись о том, что "спасать плавни" они собираются на территории фазенд "херсонской Кончи-Заспы". Да и выбор даты митинга, видимо, не случаен. Ведь после того как губернаторский проект будет торпедирован и начнётся строительство коттеджей, надо ж будет как-то объяснить антоновцам, куда подевался "Нижнеднепровский природный парк". И лучшего объяснения, чем первоапрельская шутка, ей богу, не придумать.
В этом отношении гораздо честнее коллективное письмо на имя губернатора херсонских архитекторов. Тем чётко указано, что жилой район "Прибрежный" предусмотрен Генеральным планом развития Херсона в редакциях 1986, 2003 и 2010 годов, изменения в генплан вносятся херсонским горсоветом, а он такого решения не принимал. И никаких «природных парков».
Где делать «помойку»
Странным во всей этой истории выглядит и рассуждение о том, что "порт – это помойка", и в городе ему не место. Получается, в городе гадить нельзя, а в дикой природе – пожалуйста. Это, видимо, соответствует нашему менталитету: в квартирах у нас образцовый порядок, а уже на лестничных площадках и в подъездах полный "срач". По мне так наоборот, если порт будет в городе, то будет кому контролировать соблюдение экологического законодательства. А вот если терминал таких масштабов построят в низовьях Днепра, так уж точно – там будет полная "помойка", поскольку ничьи шкурные интересы непосредственно не пострадают,а бобры с выдрами заявления в природоохранную прокуратуру писать не умеют.
Ну а самое опасное в происходящих событиях – идея провести в Антоновке местный поселковый референдум о необходимости строительства терминала, озвученная на первоапрельском митинге. Если уж референдум проводить, то только – областной. Поскольку, если каждый посёлок начнёт футболить проект такого масштаба, то порт точно построят в плавнях, вдали от населённых пунктов – там, где природа сохранилась в девственном состоянии. Ведь у тех же бобров и выдр по конституции нет права голоса, а среди природоохранников референдумы не проводятся.
Я не экономист и не уверен в том, что ещё один порт Херсону необходим. Но наблюдая, как дружно разномастные херсонские политики эксплуатируют экологическую тему, всё больше убеждаюсь, что они его таки построят, рано или поздно. А раз так, то лучшего места, чем элитный жилой массив, для портостроительства придумать просто невозможно. Вот только хватит ли у обладминистрации сил сломить сопротивление херсонской межпартийной группировки. Вот в чём вопрос.
Михаил Подгайный, член оргкомитета при ОГА по созданию Нижнеднепровского национального природного парка. "Вгору"
Фото Максима Коурова