"В 1989 году я поступил в Харьковский юридический институт, который впоследствии был переименован в Харьковскую юридическую академию, а затем – в Украинскую Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого.
После ее окончания в 1994 году я работал старшим следователем прокуратуры, прокурором-криминалистом в городе Донецке, прокурором-криминалистом в областной прокуратуре, затем заместителем прокурора района г. Донецка, прокурором Старобешевского района, прокурором межрайонной прокуратуры в Ясиноватой.
Потом я вновь работал в Донецке, начальником отдела областной прокуратуры и в 2007-2010 – в аппарате Генеральной прокуратуры. Такое вот последовательное продвижение по служебной лестнице".
Из биографии К.СВИДЕНКО.
–Мечтали ли Вы в юности, что все сложится именно так, как сложилось? Прокурор области – достаточно ответственная должность, от Ваших решений и действий зависят судьбы людей. Как Вы чувствуете себя в этом кресле?
– Я бы сказал, что не достаточно, а очень ответственная должность. Во-первых, за плечами стоит большой коллектив прокуратуры области, почти 100 человек, да и в целом по области в составе прокуратуры трудится более 300 человек. Во-вторых, в этих стенах действительно решаются такие вопросы, которые находятся под пристальным вниманием общественности Херсонщины: социально-экономические вопросы, вопросы заработной платы, законности судебных решений.
Говорить о том, что я когда-то мечтал стать прокурором, не приходится. Эта профессия для меня не чужая, мой отец работал в органах прокуратуры. К сожалению, его сегодня уже нет в живых. Назвать свой выбор случайным я не могу, но мечты о должности прокурора области у меня не было. Все ступени лестницы я проходил постепенно, шаг за шагом, каких-то стремительных взлетов не было. Просто на каждой должности я стремился максимально обеспечить конкретное направление работы, определенное руководством. И если на сегодня мне доверено выполнять обязанности прокурора области, я должен делать это с максимальной отдачей.
Что же касается выбора пути, я видел, как работал отец, но в 17 лет, заканчивая школу, я собирался поступать вовсе не в юридический институт. Я серьезно занимался спортом, и у меня было желание стать тренером. Но после того, как я отслужил в армии, в значительной мере под влиянием отца решил пойти в юриспруденцию. А мечты?.. Я человек, который не мечтает, а живет сегодняшним днем.
– Говорят, что Херсонщина – довольно сложный регион. Все те, кто приезжают из других регионов, утверждают, что это именно так. А Вы ощутили такую особенность, и что можно сделать, чтобы устранить сложность?
– Бороться со сложностью не нужно. По моему мнению, если что-то не сложно, значит, оно не работает. Нет сложностей и проблем у тех, кто не работает. Поэтому я не могу сказать, что Херсонщина – уникальный регион. Работая в Донецке, Киеве, и по своей работе в Генпрокуратуре бывая в разных уголках нашей страны, можно сказать, что в каждом регионе есть свои сложности не субъективного, а объективного плана. Есть своеобразный менталитет у людей в зависимости от местности, но говорить о невероятной сложности Херсонщины не приходится. Везде живут люди, есть законопослушные, а есть и наоборот.
– В преддверии Вашего профессионального праздника что Вы можете сказать о коллективе, с которым Вы работаете? Довольны ли Вы его работой? Какую роль играет коллектив в выполнении обязанностей, которые возлагает на Вас государство?
– По большому счету, коллектив и выполняет те задачи, которые ставит Генеральный прокурор, президент. Руководство прокуратуры области обозначает приоритеты, организует работу коллектива. А вот по тому, как сотрудники выполняют задания, и оценивается работа руководителя. Я считаю, что коллектив у нас достаточно сильный. Недавно мы сократили аппарат, оптимизировали его численность. И я думаю, что это организует, мобилизует оставшихся работников. На местах тоже работают крепкие коллективы, и в качественном, и в количественном составе вполне могут справляться со своими задачами.
– 20 лет независимой украинской прокуратуре. Изменились ли приоритеты, основные направления прокурорского надзора?
– Мне не довелось работать во время перехода от советского строя к демократическому. Но могу сказать, что сейчас происходят эпохальные перемены, связанные и с изменениями в законодательстве, и с изменениями в прокурорском надзоре. Сейчас никого не интересуют количественные показатели. Работа прокуратуры сконцентрирована исключительно на надзоре за контролирующими органами, органами государственной власти, местного самоуправления, на таких приоритетных сферах как земельная, бюджетная, вопросы заработной платы. Все прокуроры сориентированы на то, чтобы не подменять контролирующие органы, не вмешиваться
в их деятельность. И эффективность прокурорской работы оценивается по тому, как прокурор сумел потребовать, заставить контролирующие органы добросовестно исполнять возложенные на них обязанности.
– Не так давно организована межрегиональная природоохранная прокуратура. Чем вызвано ее создание?
– Прокуратура будет заниматься соблюдением законности в бассейне реки Днепр, 216 км реки от Рогачика до Днепробугского лимана – наша территория надзора. Большую тревогу вызывает загрязнение Днепра, застройка берегов, сооружение водных объектов, нерациональное использование водных ресурсов. Положительный опыт работы подобных прокуратур в других странах заставил создать Днепровскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, которая будет включать в себя 6 прокуратур, включая Херсонскую. Задача поставлена Генеральным прокурором следующим образом – и нашей прокуратуре не стоит уходить от проблем Днепра, мы должны взаимодействовать с природоохранной прокуратурой, учитывать эффективный опыт работы других государств.
– Для многих поколений прокурор – весьма значительная фигура, облеченная почти безграничной властью, пользующаяся авторитетом. Какие человеческие качества важны для прокурорского работника?
– Раньше, чтобы попасть в органы прокуратуры, нужно было или пройти воинскую службу, или иметь двухгодичный как минимум стаж юридической работы. Человек уже успевал сформироваться как профессионал, как личность. Сегодня таких ограничений нет, и на работу к нам приходят юноши и девушки 21-22 лет, которые сразу после школы и института занимают весьма ответственные должности. Но в подавляющем большинстве своем (я принимал участие в работе двух конкурсных комиссий по отбору персонала) имеют неплохую теоретическую подготовку. Знаете, лучше научить молодого специалиста, чем пытаться переучивать того человека, который не хочет и не может по своим профессиональным и моральным качествам выполнять нашу довольно тяжелую и ответственную работу. Перед молодыми людьми сразу ставятся серьезные задания, и кадровые подразделения и прокуроры районов в основном позитивно оценивают работу молодых.
А что касается авторитета, он нарабатывался многими поколениями прокурорских работников, и наша задача – не растерять его, а сохранить и упрочить.
– Кто для Вас является авторитетом, чьему примеру Вы бы хотели следовать?
– Главным авторитетом для меня, как я уже говорил, был и остается мой отец Борис Иванович Свиденко, авторитетом и в профессии, и в жизни. Более 30 лет он отдал работе в прокуратуре.
Да и очень многим людям я благодарен за то, что они поддержали меня на профессиональном пути, поделились своими знаниями и жизненным опытом.
– Что бы Вы пожелали коллективу, который Вы возглавляете?
– Как руководитель я стараюсь обеспечить сотрудников всем необходимым. С помощью Генеральной прокуратуры в этом году мы многое сделали для материально-технического обеспечения аппарата нашей области. А что касается профессионального роста – как говорится, нет предела совершенству.
Желаю всем работникам Херсонской областной прокуратуры: семейного счастья, благополучия, понимания и поддержки близких.
Николай Руденко, газета "Бизнес. Херсон"