Заслуженному тренеру Украины, тренеру херсонской команды по гандболу “Днепрянка” Михаилу Милославскому исполнилось 65 лет. О жизненном пути, работе и мечтах мы побеседовали с юбиляром.
– Михаил Борисович, с чего все начиналось?
– Спортом я занимался всегда. Закончил 8 классов и поступил в Херсонский машиностроительный техникум. Я был одним из самых высоких в группе, еще и левша. Уже на первых уроках физкультуры меня заметил преподаватель Олег Тимофеевич Яровой. Он подошел и просто сказал: “Ты будешь заниматься гандболом”. Так я стал тренироваться. После техникума ушел служить в армию. И там продолжал играть за Винницкую ракетную армию. Потом – Николаевский пединститут. По окончании вернулся в Херсон. Получил распределение в областной комитет по туризму и экскурсиям. Но меня нашел директор детской спортивной школы Николай Александрович Козырко. Уговорил пойти работать тренером. Так получилось, что сразу стал работать с женской командой.
– И на каком уровне был тогда херсонский гандбол?
– На первых соревнованиях, в которых я не участвовал, а участвовала Херсонская область, она заняла 22 место из 24. После этого я понял, что если продолжим тренироваться только 3 раза в неделю, то результата не будет. Благодаря поддержке херсонского облсовета “Колос”, который возглавлял Михаил Голованов, стали создавать спортивные классы. Сразу на базе школы №29, потом – на базе школы №47. В эти классы “Колос” давал питание. Я собрал родителей и сказал, что если мы будем тренироваться раз в день, то результата не будет. Родители дали добро, и так мы начали тренироваться два раза в день – в полвосьмого утра и потом – после окончания занятий. И уже через время мы входили в четверку по Украине.
– Но на этом не остановились.
– Основной прорыв произошел, когда в Херсоне открыли школу-интернат спортивного профиля, который сейчас называется учебно-воспитательный комплекс спортивного профиля. И я перешел работать туда в месте с воспитанницами. И уже в 1990 году команда “Текстильщик” попала в класс “А” СССР. Нас поддержал профком ХБК. Никто не верил в то, что это может быть в Херсоне. Мы, когда попали в класс “А” Союза и приехали на первый тур, там играли только столицы республик и крупнейшие города России. Многие из тренеров даже не знали, где Херсон находится. Мы заняли пятое место из 12 команд.
С 1992 года мы стали сразу играть в высшей украинской лиге. А потом начал разваливаться комбинат, первыми сократили нас. Но нас тогда поддержали городские власти. С 1995 года команда стала называться “Днепрянка”. И вот уже 18 лет город поддерживает наше участие в чемпионатах. А последние несколько лет и обладминистрация помогает.
– Вы не задумывались о том, кем бы стали, если не тренером?
– Я мог стать либо военным, либо тренером. Отец мой прошел всю войну, закончил ее майором. Мама работала в облвоенкомате. Я поступал в Казанское суворовское училище, но не прошел. Если бы не гандбол, то, скорей всего, уехал бы в военное училище. У меня никогда не было желания быть инженером или моряком. Тренерские задатки у меня, видимо, были всегда. Потому, что уже с первого курса я тренировал женскую сборную института по гандболу. А сам играл в мужской.
– Михаил Борисович, что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы возрождать большой спорт на Херсонщине?
– Когда в 70-х годах пришел работать в спортивную школу, то нас просто выгоняли на соревнования. Потому, что на это выделяли деньги. А сейчас же спортивные школы финансируют только по зарплатам. Выпускник вуза придет в ДЮСШ и будет получать тысячи полторы. А как семья, жилье и прочее? Детские спортшколы не могут оплатить поездку своих учеников на соревнования. Поэтому многое оплачивают родители. Начинать надо с возрождения детских спортивных школ. Для меня это ясно. Я считаю, что советская школа физического воспитания была лучшей. Я с командами исколесил Европу вдоль и поперек. И я хочу сказать, что успешны те страны, которые многое взяли из той нашей системы. И не только у гандбола. Сейчас наш учебно-воспитательный комплекс – это альма-матер херсонского спорта. Процентов 90 участников и призеров Олимпийских игр от Украины – наши выпускники. Поэтому руководству области надо думать, как сохранить элиту спорта, чтобы они не уезжали в другие регионы.
– А может, дело еще и в том, что не хватает хороших тренеров?
– В Украине есть плеяда хороших тренеров. Но все они – старшего поколения. Пока молодых и ярких я не вижу. Надо поддержать ребят, чтобы они шли работать в спортивные школы. Работая с детьми, они приобретают первый опыт. Ведь человек не может сразу стать тренером в суперлиге. Надо падать и вставать, ошибаться и исправляться. Я всегда говорю своим девчонкам, что вырос вместе с ними. Работа тренера – это работа еще и воспитателя, и психолога. А особенно тренер женской команды. Одну похвалишь, а на вторую накричишь – уже пошли обиды. Эти моменты надо понимать и чувствовать.
– Вас с вашим опытом просто обязаны были приглашать на работу за границу.
– Да, я немного там работал. Это было в далеком 1994 году. Я проработал в болгарском городе Шумен три месяца. Мне предложили остаться на контракт. Тем более, в команде играла моя воспитанница Виктория Кротова. Я приехал на Новый год в Херсон. А на 13 января 1995 года у меня был билет. Но пришли мои воспитанницы и сказали: “Нам не надо ничего, только оставайтесь”. И я сдал билет. Об этом ни на секунду не пожалел. Команда с каждым сезоном прибавляет. Мы шесть раз играли в европейских кубках. В сезоне 2011-12 годов впервые в своей истории дошли до 1/4 финала. Прошли команды Греции, Португалии, остановили нас только француженки. Выиграли последнюю спартакиаду Украины. И самое главное – сейчас со мной в училище работают мои воспитанницы. Мы сделали много, а должны сделать еще больше. Я верю в то, что если будет государственная поддержка спортивных школ и гандбола в частности, то женский гандбол вернется на Олимпийские игры и будет давать медали.
– А отличаются ли подходы к работе наших тренеров и зарубежных?
– Западные тренеры не столь переживают за конечный результат. И сейчас в играх они обошли нас во всем. Я вот смотрю на датских тренеров, норвежских и в мужском, и в женском гандболе. Там намного меньше эмоций. Там все на паритетных началах. Но сосредоточенность команды колоссальная. У нас же все на крике. У наших стоит только чуть ослабить – так сразу проявляется расхлябанность, уходит результат. В чем-то мы все-таки разные.
– Вы вошли в энциклопедию “Лучшие люди Украины”. Как относитесь к таким званиям?
– У меня от этого голова не кружится. Там же тысячи людей. Причем разного профиля. Я считаю, что многое сделано. Самое большое – это то, что три наших воспитанницы стали призерами Олимпийских игр. Это высочайший результат. А все благодаря тому, что есть на что опереться. Ведь основная моя работа – это отделение гандбола высшего училища физической культуры. Отсюда все пошло.
– Как считаете, каждый ли может стать великим спортсменом?
– Должно быть сочетание нескольких качеств. Это природные данные и трудолюбие. Без трудолюбия еще ни один способный спортсмен не добился высоких результатов. Второй компонент – думающий тренер плюс условия. На пустом месте ничего не может получиться.
– О чем Вы мечтаете?
– К осуществлению первой мечты мы сейчас идем. Команда “Днепрянка” выигрывала много соревнований. Но у нас никогда не было медалей чемпионов Украины. Всегда чего-то не хватало. Сейчас команда на третьем месте. И мы не имеем права сейчас упустить эту возможность. А вторая мечта – увидеть украинскую сборную на Олимпийских играх. Я был самым счастливым человеком, когда в Афинах наши получили медаль, и там было три наших воспитанницы.
– Спортсмены – одни из самых суеверных людей. Есть ли у вас какие-то приметы?
– Суеверий много. У меня есть футболка, в которой я стараюсь выходить на важные матчи. Кому-то с определенной ноги надо войти в зал, кто-то сумку на плечо.
– Что должны знать родители, решившие отдать ребенка в спорт?
– Родители должны помнить, что если они отдали ребенка в спорт, то дали ему возможность проявить себя, научиться преодолевать трудности, да и просто оздоровиться. И просто оторвали от компьютера. Ведь дети сейчас ведут малоподвижный образ жизни. Мы и по набору к нам видим, что дети стали слабее. Не нужно быть всем профессионалами. Но спортом надо заниматься. Спорт научит ребенка вести себя в коллективе. Ведь это не только тренировки, но и поездки, умение ориентироваться на местности. Мои девчонки объездили уже половину Европы, многие говорят уже на нескольких иностранных языках.
– Михаил Борисович, а был ли момент, когда хотелось все бросить?
– Такие моменты бывали не раз. Особенно когда ты уже близок к победе, но что-то не получается. Переживаю в себе и в семье. А сейчас прихожу домой, меня внучка за ногу обнимет, возьму ее на руки и думаю: “Какие глупости!”, надо жить работать, в том числе и ради нее.
Елена Пименова, “Вгору”