Эта фраза прозвучала совсем недавно на заседании Кабмина (комитета экономических реформ) сразу после Нового 2013 года. Нужно отдать должное Виктору Федоровичу: признать саботаж в своем же окружении – для этого нужно иметь мужество и решимость. Такого шквала беспощадной критики в адрес Азарова и местного руководства мы от Януковича еще не слышали. Похоже не просто на предупреждение, а на последнее «китайское» предупреждение…
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: г. Киев. 17 января. Правительство утратило контроль.
«Я не можу зрозуміти, як можна виконувати план реформ, які спрямовані на покращення галузі, економіки, життя, на 35-25%. Як це можна? Я розумію, що можна недоотримати ресурси, якісь прорахунки були. Можна не виконати на 10-15%, Микола Янович… Це саботаж. Це просто люди втратили взагалі відповідальність. Середня ланка міністерств і відомств, виконавці на місцях ... втрата відповідальності уряду, втрачено контроль за цією роботою. Це основний висновок, який зроблений і який негативно впливав на розвиток країни», — сказав Президент.
Трудно возразить Виктору Федоровичу в этой его части самокритики. Разве что в части цифр: на мой взгляд – это у него там, в Киеве, не дорабатывают на 65 процентов. У нас же, в глубинке (в частности на Херсонщине) директивы президента не выполняются на все 80, а то и 90 процентов. Вдумайтесь: реализация 10 – 20 процентов от ста!!! Это уже даже не саботаж. Это преступление! Так и хочется обратиться к истории. Приведу цитату на злобу дня: «За каждым преступлением стоит конкретная фамилия, конкретный человек...», -- часто говорил Иосиф Виссарионович Сталин, когда сталкивался с редкими попытками невыполнения поручений ревкома на местах. Саботажников расстреливали…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Январь 2013 г. В Херсоне все ветви власти утратили совесть.
Даже не знаю – насколько приемлемо такое понятие как совесть к государственным служащим, но именно госаппарат области виновен во всех экономических и социальных проблемах, которые захлестнули Херсонскую область. Уже много лет наш край упорно занимает последнее 25 место в рейтинге развития среди 25 областей Украины… Погублено все, что только можно погубить: это и нефтезавод, и судозавод, и ХБК, и машиностроение, и целлюлозный комбинат. Даже три рыбных завода и консервный комбинат приказали долго жить…
Необычайно долго представители государственных органов власти «разделывались» с гигантом легкой промышленности – с ХБК. Кто и как, когда и в какой последовательности «кромсал» комбинат было детально описано мной еще год назад в статье «Анатомия краха».
В этой новой публикации я расскажу о борьбе профсоюзов и журналистов за «останки» ХБК, за первую фабрику. О руководящей роли Пенсионного фонда, Налоговой администрации в Херсонской области и областной прокуратуры в процессе незаконного вывоза оборудования с первой фабрики арбитражным управляющим Сергеем Марченко. Речь о вопиющих нарушениях процессом санации ХБК и законодательства, регулирующего банкротный процесс. Кому это выгодно? Почему государственный Пенсионный фонд, Налоговая администрация в Херсонской области и областная прокуратура заняли созерцательную позицию, откровенно саботируя президентский вектор Виктора Януковича, направленный на экономическое развитие Украины? Ниже и вышеизложенные факты в отношении «чудачеств» господина Марченко подкреплены не просто оценочными суждениями автора, а официальными документами, с оригиналами которых заинтересованные лица могут ознакомиться в редакции…
Эпизод первый. 22 декабря, за неделю до Нового года, Любовь Семеновна Фальченко (лидер первичного комитета профсоюзов ХБК) обратилась с официальным письмом на имя г – на Свиденко (прокурора Херсонщины), в котором она обращала внимание сотрудников силового ведомства на неправомочные действия арбитражного управляющего в части сокращения им процедуры санации должника ВАТ «Херсонський бавовняний комбінат» и просила прокуратуру возбудить уголовное дело относительно должностных лиц, нарушивших законодательство Украины.
Дело в том, что после введения процедуры санации Законом четко определен порядок действий. А именно: «керуючий санацією повинен у продовж трьох місяців розробити план санації та надати його на розгляд зборів кредиторів…». Именно собрание кредиторов, а не комитет кредиторов, имеет право принимать решение о признании должника банкротом и только после этого возможно открытие ликвидационной процедуры. Однако плана санации в глаза никто не видел! Последний абзац обращения к прокурору области звучит так: «Враховуючи викладене, прошу перевірити вказану інформацію стосовно перевищення комітетом кредиторів своїх повноважень при прийняті рішення, яке оформлено протоколом зборів кредиторів від 22.11.2012 р., що додається. Якщо при прийняті рішення про скорочення процедури санації боржника ВАТ «Херсонський бавовняний комбінат» членами комітету кредиторів, серед яких є посадові особи та державні службовці, порушено законодавство України та перевищенні повноваження, прошу порушити кримінальну справу відносно цих осіб».
Помимо г - на Марченко, о каких «посадових особах» и «держслужбовцях», идет речь? Поясню: самые большие долги перед государством (порядка 74 миллионов гривен) у ХБК образовались перед областным и городским Пенсионными фондами, а также перед городской и областной Налоговой. Именно эти господа, стоящие у руля госструктур, заинтересованы в скорейшем списании долгов ХБК, так как эти долги портят общую картину, вносят дисбаланс в стройную систему статистической отчетности по росту экономики Херсонщины. Понятное дело, губернатору при растущей задолженности неработающего предприятия, куда трудней презентовать нашу область президенту Украины в оптимистических цифрах… Но как быть в этой ситуации работникам прокуратуры?
Больше месяца понадобилось тому, кого именуют «оком государевым». Лишь 26 января 2013 года лидер профсоюза получила ответ от прокуратуры за подписью не того лица, к которому обращалась Любовь Фальченко, а от имени заместителя главного смотрящего области. Интересно то, что заместитель обласного прокурора господин Кострицкий подтверждает именно тот факт, что план санации отсутствует (т.е. нарушен закон) и ошарашивает тем, что оказывается, нет и не было (!!!) никакого инвестора. Цитирую: «22.11.2012 на засіданні комітету кредиторів заслухано звіт Марченка С.О. щодо підготовки плану санації, згідно з яким складання плану санації є неможливим зв’язку з відсутністю (?) інвестора… ». Заканчивается отписка господина Кострицкого словами: «За таких обставин підстав для вжиття прокуратурою заходів реагування немає». (Письмо № 05/2-4795-05 от 24.01.2013)
Но оттяжка во времени не спроста… Все это время на территории ХБК во всю «хозяйничает» фирма «Энергомаш-инвест», которую привлек арбитражный управляющий в качестве якобы инвестора. (Правильней будет сказать не привлеченная фирма, а вовлеченная. Этот термин больше подходит к организации различных преступных схем). А прокурор утверждает, что инвестора никакого в помине нет. Губернатор в один голос с Марченко твердят, что есть такой инвестор, а Кострицкий «божится», что нет таковых… Именно благодетель Марченко смог убедить губернатора Костяка в целесообразности «пустить под нож» остатки ткацкого действующего оборудования по цене лома! С необычайным энтузиазмом и без страха «инвестовцы» принялись вырезать и вывозить дорогостоящие современные станки с первой ткацкой фабрики. Без страха делали они это видимо потому, что г – н Марченко в прошлом бывший работник прокуратуры. Как явствует из ответа прокурора, именно прокуратура «крышует» Марченко, давая тому возможность не только нагреть руки, но и довести ХБК (первую фабрику) до такого состояния, чтобы Туркменскому инвестору отбить всякий интерес и запретить даже думать о запуске ткацкого производства…
А наш президент все говорит и говорит о пустом. О том, что необходимо развивать отечественную промышленность, создавать привлекательные условия для зарубежного инвестора… Лучше бы он это сказал господину Свиденко. Генерал юстиции видимо не в курсе с кем нужно в ногу шагать, и какой курс взят Виктором Януковичем. Похоже, невдомек областному прокурору и то, как совсем недавно Виктор Федорович безжалостно «попингутил» и Азарова, и губернатора именно за непонимание на местах, за саботаж.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О преступном бездействии силовых ведомств.
Согласно нормы закона (УПК) если в статье журналиста содержится информация о готовящемся совершении преступлении (экономическом или уголовном), или уже совершенном противоправном деянии, то правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело даже без заявления потерпевшей стороны, опираясь лишь на публикацию в СМИ. В период за ноябрь – декабрь 2012 года в разных газетах, в интернете и на телевидении было более 20 разных статей, разных авторов указывающих на то, что господином Марченко совершаются должностные преступления. Угадайте с трех раз: была ли реакция милиции на публикации о незаконном вывозе станков с ХБК или пресекла ли прокуратура незаконные действия г – на Марченко? Я уже не говорю о возбуждении уголовных дел… Нет, конечно же, даже пальцем не пошевелили наши доморощенные Пинкертоны. Может быть они в доле?
Вот свежий пример. На официальном сайте Південна Інформаційна Компанія (ПІК) 29 декабря 2012 года в статье Михаила Боровика «Дожили: милицию не впускают на место преступления!» идет речь о том, что днем 26 декабря с территории ХБК готовился незаконный вывоз материальных ценностей. Вы думаете – кто то помешал этому? С господина Марченко спросили по всей строгости закона? Где уж там: приехавшего с Днепровского райотдела милиции подполковника не пропустили даже на порог предприятия. Наверное в звании маловат. Но не думаю, чтобы у охраны хватило ума пропустить даже генерала. Вот краткая цитата подполковника Киселя из той статьи: «Охрана ХБК не впустила нас на территорию комбината. Начальник службы безопасности предприятия Криволап пояснил, что никаких машин с подготовленными к отправке станками, на его территории нет. А пропустить нас на ХБК он без разрешения арбитражного управляющего не может. Мы не входили в конфликт с охраной. Я составил рапорт о недопуске на имя начальника Днепровского РОВД и в телефонном режиме проинформировал о случившемся прокурора Днепровского района г. Херсона Сергея Первака. Сотрудники прокуратуры на место инцидента не выезжали. Проверить изложенную в заявлении гражданки Р. информацию о готовящейся краже нам так и не удалось…»
Приведу еще ряд примеров, когда силовики закрывали глаза на действия арбитражного управляющего. Газета «Гривна» пишет: «13 ноября, председатель профкома ХБК Любовь Фальченко на пресс-конференции сообщила, что уже почти неделю ей не удаётся попасть на своё рабочее место в админздании комбината. Охрана на проходной отказывается её пропускать, ссылаясь на указание арбитражного управляющего ХБК Сергея Марченко... Ещё одним элементом скандала стало её сообщение о том, что продолжаются действия, направленные на окончательное уничтожение комбината. Работники комбината рассказали ей, что на предприятие прибыли какие-то иногородние люди «со своими матрасами и подушками», и цель их приезда – демонтаж на металлолом как старого, так и совершенно нового, даже не бывшего в работе оборудования». (Статья «Конфликт вокруг ХБК».)
Газета «Вгору» от 15 ноября 2012 года пишет: «…фабрику продолжают “убивать”. Тем более, что на погашение долгов по зарплате уже потрачены 4 миллиона гривень, которые дало ООО “Компания “Энергомаш-инвест”. А за эти деньги, согласно договору, компания может, собственно говоря, уже претендовать на часть движимого имущества, то есть, на уцелевшие станки. А ведь некоторое оборудование, например, красильные аппараты на фабрике №1, вообще не были в производстве, то есть, это практически новая техника».(Статья «Судьба ХБК снова под вопросом».) Другими словами: убивают не только людей, убивают и экономику…
Вот что пишет по этому поводу интернет издание «Херсонские вести»:
-- Весьма удручающим выглядит тот факт, что предложение Туркменской стороны выступить инвестором и создать совместное украинско – туркменское текстильное предприятие на базе первой фабрики ХБК губернатором Херсонской области было проигнорировано. Учитывая, что в Туркмении выращивают хлопок, странную позицию занял Николай Костяк… На упреки журналистов в адрес господина Марченко о недопуске Туркменов в плане участия санации, Сергей Александрович и вовсе ошеломил всех присутствующих заявлением о том, что действия Туркменов он расценивает никак иначе, как – промышленный шпионаж!!!»
Не буду утомлять читателя теми примерами, на которые правоохранители обязаны были отреагировать. Хочу только спросить: что нужно нашей доблестной милиции для того, чтобы пресечь неуемную жажду наживы? «Око государево» (так именуется прокуратура) явно нуждается не только в очках, но и в поводыре. И президент Украины для них таковым не является…
Мирослав ЛИТВИН, член Национального Союза журналистов Украины.