Опасный фарватер
Почему гавани Херсонщины недоступны для больших судов и больших денег
Когда вернутся паромы
После того, как большинство крупных предприятий Херсонщины обанкротилось или остановилось, порты региона превратились для его бюджета в ту самую «курицу, которая несет золотые яйца», обеспечивая тысячи рабочих мест и десятки миллионов поступлений в общественную казну. Но «яиц» могло бы быть и больше, если бы власть (в частности и государственная) быстрее реагировала на проблемы и обращения портовиков.
Так, в Скадовском морскому торговом порту десятилетие не углубляли катастрофически заиленное дно в районе фарватера — то средств у государства не было, то экологи с согласованием медлили. Вот и дотянули до того, что в гавань перестали заходить паромы с большой осадкой, и международная украинско-турецкая паромная линия Зонгулдак—Скадовск фактически прекратила свое существование.
Лишь после смены руководства Мининфраструктуры Украины средства на расчистку фарватера таки нашли и все вопросы с защитниками природы уладили. Сейчас в Джарылгачском заливе Черного моря наконец-то начала работать мощная драга, которая уже «высосала» более восьмидесяти тысяч кубометров избыточного грунта. Его складывают в южной части Джарылгачского залива — подводные течения там проходят так, что тянуть грязный ил к городскому пляжу и пляжам детских здравниц не будут. Начальник администрации Скадовского морского торгового порта Олег Проточенко уверяет: теперь лет на пять многотоннажные суда будут безопасно двигаться по фарватеру.
— Его расчистка обойдется в 7—10 миллионов гривен. Но зато порт сможет снова возродить паромную линию Зонгулдак—Скадовск, обслуживание которой только в бюджет приносило около четырех миллионов гривен ежегодно. И это не все — рассчитываем переориентировать на Скадовск те паромы, которые из Турции ходили в Евпаторию и Севастополь до оккупации Крыма. В межсезонье проект, без преувеличения, может вдохнуть новую жизнь в экономику курортного города. Ведь на пароме в Скадовск прибывает преимущественно транзитом, по восемьдесят грузовых автомобилей с разным товаром. Людям на них надо где-то отдохнуть, что-то есть, так что местные гостиницы и кафе без дела тоже не останутся. А это новые прибыли и рабочие места, — напоминает Олег Проточенко.
«Панамаксов» никак не дождемся
У трудового коллектива морского торгового порта Херсона «головная боль» примерно та же, что и у скадовских коллег. После фактического закрытия крымских портов для международных грузовых судов поток грузов, идущих через Херсон, ощутимо вырос. Ныне порт перерабатывает 220—250 тысяч тонн в месяц (кокс, зерновые, металлолом, дерево). Это единственное крупное транспортное предприятие региона, которое в нынешнем году уже дважды повышало своим работникам зарплату. Но грузов (а соответственно и доходов) могло бы прибавиться еще минимум на четверть, если бы глубины в сильно заиленном после строительства плотины Каховской ГЭС низовье Днепра позволяли принимать суда грузоподъемностью в 40—50 тысяч тонн — так называемые панамаксы. Но на углубление с 6—7 до 9—10 метров извилистого и длинного судоходного фарватера от Херсона до Очакова необходимы колоссальные средства — около 1,5 миллиарда гривен. Таких денег у предприятия нет, и государство их в ближайшее время тоже не отыщет.
Портовики это прекрасно понимают. Поэтому предложили более экономный и безопасный для экологии вариант: обустроить якорную стоянку в Тендровском заливе Черного моря, где глубины достигают одиннадцати метров и есть защита от штормов. Сыпучую продукцию туда можно возить из Херсона на самоходных баржах с меньшей осадкой и перегружать то же зерно, кокс, металлолом непосредственно на стоянке. Эксперты подсчитали: выгода вырисовывается немалая. Однако вполне осуществимые планы уже третий год дальше «бумажной стадии» не продвинулись.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
«Обустройство якорной стоянки на Тендре будет стоить миллион гривен. Зато получаем возможность перерабатывать дополнительно полмиллиона тонн грузов. Из расчета 4,5 доллара за тонну порт получит более двух миллионов долларов, а из них определенная часть пойдет в бюджет страны. Казалось бы, государство должно быть заинтересовано в таком источнике финансовых поступлений, так нет же — несмотря на положительные заключения одесских ученых, проект уже два года не согласовывает Минэкологии Украины. Руководство министерства часто меняется, причины отказа его работники каждый раз придумывают разные, но лично мне кажется: чиновники просто не хотят брать на себя ответственность за принятие важного решения», — убежден начальник Администрации Херсонского морского торгового порта Сергей Игнатенко.
ФАКТ
За девять месяцев нынешнего года Херсонский морской торговый порт уплатил в бюджеты разных уровней 17,5 миллиона гривен налогов и сборов. В среднем ежемесячно от государственного предприятия поступает 1,9 миллиона гривен (данные Главного управления ГФС Украины в Херсонской области).
У терминалов Херсонского морского торгового порта нынче полным-полно сухогрузов.
Сергей Яновский, Голос Украины