По информации народного депутата Сергея Хлань, Верховная Рада готовит механизм, который позволит привлечь в развитие орошения частные инвестиции.
Развитие орошения Херсон не оценит - такое мнение высказал в своем ФБ житель Каховки Виталий Ерофеев. "Там люди слабо представляют свою связь с областью, центром которой они являются. И уже тем более роль агросектора и важность воды в далекой степи.
А вот и зря. У нас аграрная область и где-то 7 из 10 рабочих мест так или иначе завязано на тот самый "колхоз". Даже в Херсоне.
Вот эти все модные бутики с одеждой, оргтехникой, дорогие рестораны и прочее красивые места, далекие от сельхоза, существуют лишь потому, что в них тратятся деньги заработанные фермером в поле.
А фермера зарабатывают свои деньги только благодаря орошению. Воде.
У нас - степь. Зона рискованного земледелия и без воды не будет урожая, не будет денег, не будет фермера, который потратит деньги в модном ресторане/бутике, не купит айфон. И простой житель Таврического не получит свою зарплату. Впрочем "Острова" и Суворовского тоже :)"
И вот то, что сейчас происходит в "далеких" степных районах - это не просто насыщение водой херсонской степи. Это основа наличия денег в Херсоне. Это уверенность в получении зарплаты 70% жителей Херсона
Второе дыхание орошения
Как говорит С. Хлань, государство хоть и обратило внимание на орошение и впервые за десятилетия выделило на его развитие 132 млн, но этого критические недостаточно: "С такими темпами мы никогда не добьемся значительного увеличение поливных земель, поэтому нужно искать иные источники инвестиций"
Конечно же, наиболее реалистичный вариант - деньги самих аграриев, которые в первую очередь заинтересованы в увеличение своих поливных площадей. При этом есть одно но - право собственности на потенциальный объект инвестиций.
Дело в том, что оросительная система Херсонской области состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. Первый – Каховский Магистральный Канал, который принадлежит государству. Второй – внутрихозяйственные мелиоративные сети, принадлежащие сельсоветам. Третий – поливные фрегаты, принадлежат либо сельсоветам, либо фермерам. Четвертый элемент – поля, ради которых это все и нужно.
Второй элемент оросительной системы как раз и является ключевым при увеличении поливных площадей - от канала к полям нужно протянуть трубы, внутрихозяйственные мелиоративные сети. И если аграрий может как угодно улучшать и модернизировать поливальные машины, которые принадлежат ему, то вкладывать деньги во внутрихозяйственные мелиоративные сети он не будет - это чужая собственность.
Это и является проблемой, которая мешает увеличивать поливные земли. Именно для решения этой задачи народный депутат Сергей Хлань и создает закон про Объединения Водопользователей.
"Закон создаст механизм, который позволит вкладывать частные финансы в трубы несущие воду от канала к полям. Чтобы легче понять принцип работы Закона, Ассоциацию водопользователей можно сравнить с ОСМД, где владельцы многоэтажки вкладывают средства в ремонт дома, пока являются владельцами квартиры. И результат работы ОСМД виден практически сразу.
Так же и Ассоциация водопользователей, создается вокруг каждой отдельной насосной станции, подающей воду во внутрихозяйственные системы, т.е. в трубы которые несут воду от канала в поле, к поливальным машинам.
Для регулирования права собственности предусматривается передача этих сетей в безвозмездное долгосрочное пользование Ассоциации водопользователей. В дальнейшем можно и приобретения права общей собственности аграриями, которые являются членами Ассоциации.
Это механизм позволит увеличить площадь орошаемых земель почти на миллион гектаров и получать вдвое большие урожаи."