Аскания Нова – знаменитый украинский заповедник в южных степях Украины. Его знают практически все – и дети, и взрослые. Это важное туристическое направление Херсонской области, которое включают во множество экскурсионных маршрутов по региону.
За прошлый год в заповеднике побывали 117 тысяч туристов. На 2022-й здесь были еще более амбициозные планы. Однако все планы нарушила война и вторжение России, а часть Херсонской области оказалась в оккупации.
TRAVEL РБК-Украина узнавали, как живет легендарный парк во время войны и как можно помочь знаменитой туристической локации.
От поместья до первого заповедника в стране. Кто основал Асканию-Нову
Все началось с того, что в 19 веке здесь построил себе имение состоятельный промышленник Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн. Он очень любил природу и сам исследовал ее. Кроме предпринимательства, Фальц-Фейн заложил основы современного заповедного дела нашей страны и стал одним из первых экологов-практиков. Первые исследовательские работы начались в регионе еще в 30-х годах прошлого столетия.Благодаря организованной в 1899 году экспедиции к Джунгарской Гоби в Асканию-Нову доставили первых в Европе лошадей Пржевальского. А в 1898 году Фальц-Вейн завещал свои 600 гектара степи и заложил дендрологический парк площадью 28 гектаров.
Официальной датой основания заповедника считается 8 февраля 1921 года. Тогда дом Фальц-Фейна Аскания-Нова Днепровского уезда и смежное имение Дорнбург объявили государственным степным заповедником. В 2022 году Аскании Новой исполнился 101 год.
Но если углубиться в историю, то станет понятно, что заповедник формально создали еще раньше. Так, в 1919 году Аскания-Нова была объявлена первым государственным народным парком "Цапли". Но название не прижилось, и даже на обложках научных изданий этого учреждения в скобках продолжали писать "Аскания-Нова".
К середине 1960-х годов площадь уже составляла 11054 гектара - она была самым крупным в Европе заповедным степным участком. Дендрологический парк в начале 70-х годов ХХ века составлял более 160 га, а зоопарк с полувольным содержанием животных из 100 гектаров разросся до 23 квадратных километров.
Известный немецкий исследователь дикой природы Бернхард Гржимек посетил в 60-х годах Асканию-Нову и широко разрекламировал наш природный рай в западной прессе. Также в 1980-х здесь побывал легендарный британский зоолог и писатель Джеральд Даррелл.
Барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн (1912-2018), меценат и потомок основателя заповедника, долгие времена заботился о восстановлении заповедника.
Сегодня биосферный заповедник "Аскания-Нова" носит имя Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна и сохраняет крупнейшую в Европе типчаково-ковыльную степь. Такие степи подлежат сохранению и изучению по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера".
И сегодня в заповеднике на постоянной основе проводят масштабные научные исследования. Здесь действует сектор экологической образовательно-воспитательной работы и лаборатория сохранения многообразия диких животных.
Весна – лучшая пора для посещения парка: здесь буйно расцветает зелень, а у животных и птиц появляется потомство, за которым интересно наблюдать. В заповедную зону с зимовки слетаются птицы: за ними любят "охотиться" фотографы-анималисты.
Деньги на счетах "зависли", а доставить еду было невозможно
Херсонская область вместе с заповедником оказались в оккупации с первого утра войны. Уже 24 февраля животные и персонал моментально остались без поставки питания и лекарств: их просто невозможно было доставить в заповедник. Начало весны парк встретил без кормов, топлива, сельскохозяйственной техники и всех необходимых ресурсов.Запасы еды и топлива в "Аскании" были только до конца зимы, рассказывает в комментарии РБК-Украина представительница парка Татьяна Старовойтова.
На 2022 год в бюджет заповедника уже заложили более 50 млн грн. На весну должны были провести новые тендерные закупки, но не успели из-за внезапного нападения оккупанта.
"Поскольку областной центр, Херсон, где открыт счет предприятия, также оказался в затруднительной ситуации, до парка фактически доходят лишь отдельные статьи расходов. Это оплата заработной платы сотрудникам и расходы на коммунальные услуги. Другие средства, "зависшие" на счете, не могут использовать из-за блокировки банковских операций", — рассказывает собеседница.
При этом Аскания — это не только парк, который по большей части знают посетители. Это еще и огромная степь, замечает Татьяна:
"Сейчас начинается период, когда мы активно готовимся к сенозаготовительной кампании, необходимой для содержания животных. А для этого нужно топливо, запчасти для техники и другие ресурсы, которых пока нет", — рассказывает она о критическом состоянии дел в парке.
На корм для животных нужно 80 000 гривен в месяц
С самого начала войны заповедник точечно поддерживали друзья, волонтеры и ученые: они активно поднимали вопрос о состоянии парка среди сообщества. Информационная кампания с призывом помощи и привлечения благотворительных фондов немного спасли ситуацию. Заповеднику сегодня присылают преимущественно частные переводы – от 20 до 5000 гривен. На эти деньги закупают корм и топливо.Со временем заповедник уже смог адаптироваться к новым условиям и наладил поставки из соседних сел, которые также находятся в оккупации, но где еще есть запасы некоторых продуктов.
"Все находится рядом, что удобно и очень спасает, ведь цепи логистики с началом войны прервались", — говорит Татьяна Старовойтова.
По словам сотрудников парка, продержаться надо до первых летних месяцев, когда появится урожай. Летом персонал уже самостоятельно занимается выращиванием овощей, необходимых для кормления животных. Значительная часть животных парка – в свободном выпасе в степи. Благодаря появлению свежего корма – зеленой траве весной – переживать тяжелый период стало значительно легче.
На одну неделю жизни животных в Аскании требуется до 3 тонн зерновых культур и дополнительно – овощи. На корма за семь дней тратят примерно 20 000 грн, то есть около 80 000 грн в месяц.
"Когда прозвучали первые взрывы и небо запылало, все сотрудники как один вышли на работу"
В заповеднике сегодня работает 268 человек. Первую неделю здесь работали в кризисном режиме. Делали лишь крайне необходимую работу, но выходили на рабочие места все без исключения, говорит РБК-Украина Татьяна Старовойтова."Животным все равно нужен уход, поэтому мы работаем, как раньше. Однако часто приезжают российские военные. Проверяют документы. Раз в неделю осматривают территорию и технику, которая у нас есть", — рассказывает она.
Впрочем, в Аскании были тяжелые времена и ранее — заповедник пережил уже две мировые войны. Руководство в восторге от того, как работники относятся к своей работе в такое трудное время.
"Даже с самого утра, 24 февраля, когда прозвучали первые взрывы, и небо на горизонте запылало, все работники как один вышли на работу. Они накормили животных и выполнили всю хозяйственную работу, и только потом вернулись в свои дома", — говорит Татьяна Старовойтова.
Еще одна опасность – пожары из-за умышленных поджогов
Кроме военных действий и обстрелов, опасность для степи также представляют пожары. За последние годы резко снизилась устойчивость экосистемы к этому фактору. Высокая вероятность пожаров сохраняется именно в весенне-летний период, поясняют в парке."Среди причин - умышленные поджоги на соседних территориях и переход огня в заповедные массивы. Поэтому в условиях оккупации и отсутствия пожарной техники и бригад, могут пострадать большие территории, а вместе с ними и животные, которые живут в степях. Национальная экологическая сеть входит в Панъевропейскую экосеть. Поэтому ее сохранение должно рассматриваться европейским научным сообществом", — говорит собеседница из заповедника.
Поскольку большинство животных находятся в полусвободных условиях, наблюдать за их реакцией на боевые действия крайне сложно. Всего в парке насчитывается более 1000 диких копытных животных и более 2000 видов птиц.
Впрочем, вопрос эвакуации животных Аскания-Нова даже не рассматривает. Дело в том, что здесь проживают много животных и птиц, которых просто невозможно куда-то вывезти физически. Кроме того, заповедник населяют в основном "свободные" животные, которые никогда не жили в клетках. Поэтому для них это будет травматичным и причинит стресс, говорят в администрации заповедника.
Как помочь заповеднику "Аскания-Нова" во время войны
Пока единственным реальным механизмом помощи к восстановлению транспортной логистики остается постоянный перевод средств. По реквизитам ниже каждый может перечислить любую сумму для содержания животных.Старовойтова Татьяна Викторовна: 5168 7573 9035 4795, ПриватБанк.
PayPal account: [email protected]
Переводы в иностранной валюте на счет Украинской Природоохранной группы UNCG – по ссылке с примечанием "помощь для заповедника "Аскания-Нова".
РБК-Украина