На этой неделе Одесский апелляционный административный суд должен начать рассмотрение весьма необычного дела, фигурантами которого являются российский актер и управление Государственной миграционной службы в Херсонской области. Первый хочет получить статус политического беженца, а второе отказывает ему в этом, уверяя, что подобного статуса в Украине попросту нет.
У себя на родине 44-летнего актера Сергея Анисифорова именуют «королем эпизода». Начиная с 2006 года, он успел сняться в таких популярных сериалах как «Дорожный патруль», «Литейный», «Улицы разбитых фонарей», «Защита Красина», «Соло для пистолета с оркестром», «Гаишники», а также в таких знаковых картинах как «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова и «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего.
Помимо актерской деятельности мужчина принимал активное участие в политической жизни Санкт-Петербурга, участвовал в маршах несогласных. Последствия не заставили долго ждать.
- Я начал получать сообщения с угрозами, на актерских сайтах начали понемногу снимать или изменять информацию обо мне, - рассказывает Анисифоров. В октябре 2013 года он переехал в Украину с твердым намерением получить гражданство и поселиться в Одессе. Затем грянул Майдан, который российский оппозиционер прошел от звонка до звонка: мерз в палатках, видел кровь и смерть товарищей, получил контузию.
Путь в Россию был заказан, и Анисифоров подал документы в управление миграционной службы в Херсонской области на получение политического убежища, однако, получил отказ без каких-либо объяснений. Затем он подал иск в суд на действия ГМС, однако и здесь неудача.
- Судья мне сказал, что если бы меня в России судили по политическим мотивам, то тогда, может быть, его решение было другим, - рассказывает Сергей, который продолжает борьбу и готовится к очередному этапу судебных тяжб. В настоящий момент он проживает на даче у знакомых в Овидиопольском районе и состоит в Самообороне Одессы.
Мы обратились в ГМС с просьбой прокомментировать ситуацию. Нам сообщили, что в Украине нет статуса «политический беженец», следовательно добиваться этого нет смысла: «Основной формой защиты иностранных граждан в Украине является признание беженцем или личностью, которая требует дополнительной защиты. Вместо того, чтобы требовать несуществующего статуса «политического беженца» этому человеку следовало бы подать документы для получения вида на жительство, что дало бы возможность через три года получить гражданство». В свою очередь, юристы позицию миграционной службы считают игрой слов, однако признают, что политическое убежище в Украине действительно мало кому дают.
«Мы можем называть это разными словами, но суть неизменна: человек на родине подвергается политическим преследованиям, и если он это докажет, то Украина будет обязана принять его, тем более, что мы подписали соответствующую конвенцию ООН о статусе политических беженцев, - говорит юрист Василий Мирошниченко. - Другое дело, что к Украине за помощью мало кто обращается, так как у нас мало возможностей обеспечивать таких людей, ведь им нужно предоставить жилье, выплачивать пособие, найти работу. В основном те же россияне ищут помощи в западных странах, но и у нас уже есть несколько таких человек, один из которых сейчас воюет в АТО».
"Вести"