Новая рабочая неделя для меня началась неожиданно. Утром в понедельник в редакцию позвонил человек, назвавшийся Сергеем Анисифоровым — известным российским киноактером. Звонивший сообщил, что в настоящее время находится в Херсоне, но не потому, что здесь проводятся съемки или, допустим, проживают родственники. Всё оказалось куда драматичней: как поведал Сергей Леонидович, очутился он в наших краях по стечению череды непростых обстоятельств, которая привела его к нынешнему незавидному положению. Выяснилось, что Сергей Анисифоров не имеет ни российской, ни украинской прописки, ни даже жилья, на данный момент практически лишен средств к существованию и, следовательно, является… самым натуральным бомжом. Чтобы узнать подробности этой удивительной истории и услышать всё из первых уст, я отправился на встречу с героем нижеследующего материала.
Судьбы людей часто похожи на линии. У одних линия судьбы и жизни ровная и прямая, лишь изредка искривляющаяся незначительными поворотами житейских драм. У других эта линия ломаная и исковерканная.
«Из князей в грязи» — с такой горькой иронией обозначает в нашей беседе неожиданный резкий поворот в своей судьбе Сергей Анисифоров — известный российский актер, за пять лет карьеры умудрившийся сняться в фильмах, число которых исчисляется десятками. Уроженец Вологодской области, бывший детдомовец, отданный в специальное воспитательное учреждение после того, как мать-алкоголичку лишили родительских прав, начинал свой жизненный путь так, как это зачастую свойственно людям с подобной биографией. Работал в сельском хозяйстве, отслужил, затем попал в колонию: вместе с подельником обчистил квартиру соседа, стремясь выручить за украденный телевизор какие-то копейки. Потом были новые преступные деяния, и снова Сергея ждали неприветливые ворота исправительной колонии. Всего Сергей Анисифоров отсидел 9 лет.
Впрочем, в 1999 году, за три года до окончания срока, будущий актер получил амнистию и вышел на свободу. В Череповце Вологодской области снял комнату в общежитии, работал грузчиком. Назад в тюрьму уже совершенно не хотелось: мечтал наладить обыкновенную человеческую жизнь, создать, наконец, семью. Так ли было бы на самом деле, сейчас не знает никто. Потому что спустя несколько лет в жизнь Сергея, как говорится, вмешался Его величество случай.
Произошло это в Петербурге, где Анисифоров в то время решал свои запутанные дела, связанные с гражданским статусом (целых два года Сергей обивал чиновничьи пороги, прежде чем получил паспорт гражданина Российской Федерации; кроме того, еще после осуждения Анисифорова, согласно действовавшему на тот момент российскому законодательству, лишили прописки). Тот самый неожиданный поворот судьбы ждал Сергея Анисифорова в обычном подземном переходе, где на него совершенно случайно обратила внимание одна из сотрудниц кинокомпании «Ленфильм».
Российское игровое кино срочно нуждалось в новых лицах и свежих типажах. Примелькавшиеся известные актеры уже не устраивали ни режиссеров, ни продюсеров, поэтому некоторые киностудии стали использовать политику поиска необходимых типажей непосредственно среди обычных людей, непрофессионалов. С типажом-то как раз у Сергея был полный порядок — ему по всем параметрам подходило характерное амплуа. Это подтвердилось позже, когда Анисифорову довелось играть роли бандитов, воров, бомжей, алкашей, «ментов»… «Дорожный патруль», «Улицы разбитых фонарей», «Бумажный солдат», «Морские дьяволы», «Летучий отряд», «Утомленные солнцем-2» — далеко не полный перечень кинолент, в которых снялся новоиспеченный актер. Появились деньги, новые возможности, интересные знакомства, связи. В своем архиве Сергей Анисифоров хранит фотографии, на которых он запечатлен с известнейшими фигурами современного российского кино: Никитой Михалковым, Федором Бондарчуком, Алексеем Германом-младшим. Особая гордость — фото на память с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Всё это для бывшего зека проходило, словно в волшебном сне, а дальше намечались еще более радужные перспективы на достойную жизнь, на творчество. Но летом 2011 года в сон этот вмешалась жуткая реальность.
Еще раньше Сергей Анисифоров чувствовал какое-то странное недомогание: его беспокоили участившиеся боли в спине. Поначалу внимания на эти симптомы актер не обращал и не догадывался, что всё это свидетельства созревающей болезни. Вскоре визит к медикам откладывать стало невозможно, потому что боли стали просто невыносимыми. Случилось это как раз на Херсонщине, где актер отдыхал после съемок в очередном сериале — «Одесса-мама» (Херсонщину, в частности село Красное Скадовского района, актер знает и любит еще с детства, когда сюда на сбор урожая фруктов и овощей направлялись отряды воспитанников детдома). Доктор поставил неутешительный диагноз: межпозвоночная грыжа диаметром 8 мм. Прилагая неимоверные усилия (на тот момент Сергей практически был не в состоянии передвигаться самостоятельно), Анисифоров добрался до Петербурга, где надеялся получить необходимую медицинскую помощь. Но надежды были напрасны: злую шутку с актером сыграло отсутствие прописки, из-за чего ни одно медицинское учреждение в России не готово было ему помочь. Предложили осуществить платную операцию, которая в Петербурге стоит от 60 до 130 тысяч рублей. Само собой, таких денег, пусть даже с учетом неплохих гонораров, у Сергея днем с огнем было не найти.
В то же время произошла странная метаморфоза в рядах недавних коллег актера по кинематографическому цеху. Узнав, в какое положение он попал, многие бывшие знакомые попросту отвернулись от Анисифорова. В положение вошли лишь несколько верных людей: два режиссера, кто-то из актеров…
Сергей рассказывает: если раньше жизнь казалась волшебным сном, то с того злосчастного лета она превратилась в сущий кошмар. Не имея ни прописки, ни жилья, актер вынужден был проситься к друзьям, знакомым, соседям, у которых порой попросту лежал на матраце, на полу, мучаясь болями и принимая ежедневные уколы. Не снизошло к проблеме земляка и руководство Череповца и Вологодской области. На многочисленные ходатайства исполнительные органы Череповецкой мэрии ответили всего лишь одним «добрым делом»: поставили Сергея в очередь на получение жилья. И в этой очереди он оказался на 8 541-м месте! «В мэрии, в муниципальном собрании области, в резиденции губернатора мне четко дали понять: я никому не нужен, мне заявляли, что никто не обязан помогать мне в решении моей проблемы. Попросту говоря, меня почти прямым текстом послали куда подальше!» — сетует Анисифоров.
Но время шло, а необходимость операции становилась совершенно очевидной. После освещения истории актера в некоторых местных средствах массовой информации на Анисифорова вышли представители одного благотворительного фонда, который согласился перечислить средства, необходимые для операции. Но по каким-то очередным бюрократическим проволочкам эти деньги вовремя доставлены не были, и Сергей был прооперирован чуть ли не «на авось». К счастью, операция прошла успешно, начался длительный период реабилитации: нужно было заново учиться ходить.
Оставшись без работы и без крова, имея третью группу инвалидности, Анисифоров отправился в Череповец, где ему предоставили возможность жить в помещении для людей, нуждающихся в социальной реабилитации — проще говоря, в «бомжатнике».
Вскоре история актера стала известна и в Москве: однажды Сергею позвонили с Первого национального канала и предложили поучаствовать в популярной передаче «Пусть говорят!» Андрея Малахова. На этом эфире, который состоялся в марте 2013 года, Сергей впервые за многие годы увидел родного брата и двух родных сестер, о существовании которых он знал, но понятия не имел, где они и что с ними.
Постепенно болезнь начала отпускать, Анисифоров возвращался к стабильной жизни. После передачи ему позвонили представители еще одного благотворительного фонда, который основал влиятельный российский промышленник — глава «Русской медной компании», миллиардер Игорь Алтушкин. Предложили помочь средствами, но поставили условие: провести месяц в одном из санаториев. Этот месяц Сергей провел в санатории «Таврия» в Новой Каховке, после чего устроился на работу охранником в одном из пансионатов под Скадовском — естественно, неофициально. В конце августа этого года, собравшись с духом и силами, Анисифоров отправляется в Петербург, чтобы снова попытать счастья в кино. Но на этот раз фортуна повернулась к актеру совсем другим боком. Все 40 киностудий Питера довольно холодно восприняли предложение актера, поиски же другой непритязательной работы также не увенчались успехом: прописки-то нет, а временное регистрационное свидетельство, которое надо обновлять каждые три месяца, — не более, чем бумажка. К тому же, потенциальные работодатели стали обращать пристальное внимание на известные непритязательные факты биографии Анисифорова.
Деньги подходили к концу, отчаяние Сергея усугублялось. Казалось, что он бьется головой о железобетонную стену. Два месяца в Петербурге и Череповце прошли безрезультатно. Отчаявшись донельзя, разочаровавшись во всем, Анисифоров возвращается в Херсонскую область, которая за эти годы стала ему ближе и роднее родной России.
«Сейчас уже речь не идет о том, чтобы вернуться к профессии киноактера, — рассказывает Сергей Анисифоров. — Речь идет об элементарном выживании: возможности найти работу, жилье. Всё, что у меня есть сейчас, — это какие-то сто гривен. Что будет дальше, через неделю, я не знаю».
В настоящее время Сергей решает еще один вопрос: он хочет получить статус беженца из Российской Федерации. «В родной стране я оказался чужим, непризнанным, покинутым, помощи ни от кого там ждать не приходится. Поэтому я твердо решил, что никогда больше не вернусь на родину. Я отказываюсь от России!» — говорит теперь уже бывший актер.
Евгений ЛЯШЕНКО, "Новый День"
P. S. Тех читателей, кого заинтересовала и взволновала история Сергея Анисифорова, кто тем или иным образом мог бы помочь ему в нынешнем положении, мы просим звонить на «горячую» линию газеты «Новый день»: (0552) 45-49-24.