Так в милицейском протоколе значился муж скадовчанки, на которого она подала в розыск за неуплату алиментов. Только через пять лет выяснилось, что тело, найденное среди руин долгостроя, и некогда без вести пропавший супруг – одно и то же лицо.
В Центр правовой информации и консультаций Скадовска продолжают обращаться за юридической поддержкой жители города. Недавно правовую консультацию от координатора и юриста центра Веры Шульгиной получил и скадовчанин Владимир Бандура, представляющий в судах свою родственницу – Оксану Петрову (фамилия изменена), у которой в 2001 году исчез муж.
По отпечаткам пальцев...
Ситуация, с которой столкнулась молодая женщина, неординарная. И тем абсурдней выглядит дело, в которое втянулись она и ее родственники, неожиданно попавшие в “омут” судебной волокиты. В центре выслушали пострадавшую сторону, посоветовали обратиться в суд. Пообещали следить за развитием событий и по ходу дела консультировать представителя семьи, пожелавшей добиться справедливости.
Началась эта судебная история, которая длится уже пять лет, в августе 2001 года. Тогда на территории строящегося здания спортивной базы обнаружили неопознанный труп молодого мужчины. Впоследствии выяснилось, что это был некий Петров, страдающий пристрастием к наркотикам. И скончался-то бедолага от передозировки. На протяжении пяти лет в скадовском отделе милиции якобы пытались установить личность погибшего наркомана. Но тщетно… А в это время молодая женщина с двумя малолетними детьми на руках пыталась понять: куда же запропастился ее беспутный муж? Через год после исчезновения она подала на него в розыск, как на злостного алиментщика. В милиции тотчас завели дело на недобросовестного папашу…
И лишь пять лет спустя, как-то случайно, по отпечаткам пальцев, с которыми однажды “засветился” Петров, пересекая украинскую границу с одним из сопредельных государств, удалось прояснить личность “неопознанного субъекта” со скадовской стройки. Все эти пять лет Оксана Петрова без материальной поддержки государства (поскольку ее муж, как “кормилец семьи”, не был признан скончавшимся), трудно и тяжело поднимала маленьких детей. Алименты она стала получать лишь после 2006 года, когда разъяснилась ситуация с пропавшим мужем.
Милицейская «черная дыра»
Однако молодая женщина решила не сдаваться, обратившись за помощью к юристам и своему вышедшему на пенсию родственнику – Владимиру Бандуре, известному в прошлом в городе участковому инспектору, который в свое время был признан в Скадовске лучшим по профессии. Почему в отделе милиции сразу же не стали выяснять личность погибшего? Сделай это блюстители порядка своевременно, Оксана бы уже пять лет получала на детей денежное пособие. А ей все эти годы буквально приходилось тянуться из последних сил, чтобы дети были сыты, обуты и одеты… И если бы не помощь родственников, неизвестно, выдержала бы эти непосильные тяготы молодая женщина, ко всему прочему попавшая на работе под сокращение. Между прочим, недополученная сумма за эти годы розыска мнимого алиментщика составила около десяти тысяч гривень – существенная поддержка для одинокой мамы.
Столь непрофессиональной работой бывших коллег был крайне удивлен и бывший милиционер – профессионал Владимир Бандура.
“Участковому инспектору не составило бы труда пройтись с фотоснимком трупа по городским окрестностям, чтобы определить его личность… Город маленький – многих знают в лицо! Это же одна из первейших обязанностей участковых! Но дело, по всей видимости, было отложено в долгий ящик. А потом и вовсе забыто… Пока окончательно не “вмерло”, – возмущенно недоумевает бывший лучший участковый инспектор Владимир Бандура.
В деньгах – отказали
Владимир Бандура от лица своей родственницы Оксаны Петровой подал иск в суд за бездеятельность своих бывших коллег, сотрудников отдела милиции. И тут-то и сам столкнулся с издержками судебно-правовой системы. В Скадовском районном суде решение приняли в пользу пострадавших – Оксаны Петровой и двух ее детей. Деньги в размере почти десяти тысяч гривень должно было выплатить казначейство РОВД. Однако милиция с этим решением не согласилась и, в свою очередь, подала апелляцию в Одесский апелляционный суд. “А ведь нами, помимо материальной, не была учтена моральная сторона дела, не подсчитаны моральные потери со стороны матери и ее детей”, – сетует Владимир Бандура.
Пять лет назад решение скадовского районного суда в Одесском апелляционном суде было обжаловано. При этом прибыть на судебное заседание, которое должно было состояться 7 апреля 2009 года, Владимира Бандуру попросили в письме, датированном двумя днями позже(!) Затем на заседание суда не стали являться представители милиции…По этому поводу Владимир Бандура обратился в МВД и получил ответ: суд может рассматривать дело и без их присутствия. Наконец, Одесский апелляционный суд признал бездеятельность районных органов в опознании трупа. Но при этом в выплате компенсации супруге скончавшегося отказал. Причина – “… в материалах дела нет личного обращения гражданки Петровой на то, что она жаловалась на милицейскую волокиту”. А откуда “гражданка Петрова” могла знать, что неопознанный труп – ее супруг? Она-то подавала на розыск якобы сбежавшего алиментщика!
В суде пожаловались «на жизнь»
Затем было обращение в Высший административный суд страны. Владимир Бандура написал даже письмо президенту… Вскоре пришел ответ из этих высоких инстанций с признанием правоты скадовчанина и одновременно с …жалобой на то, что суды буквально переполнены подобными исками. Так, в “ответном слове” от имени Высшего административного суда за подписью заместителя его главы М.И. Цуркана говорится: “…По причине огромного количества кассационных жалоб, поступающих в суд и в связи с этим непомерную загруженность судов, пересмотр дел в кассационном порядке задерживается. Так, в декабре-январе 2011 года в Высший административный суд Украины, как до суда кассационной инстанции, поступило 96 213 кассационных жалоб. (При этом средняя загруженность на одного судью составила 194 материала в месяц). За десять месяцев 2012 года в суд пришло 68 179 кассационных жалоб (средняя загруженность на одного судью составила 225 материалов в месяц…”) И приписка следующего содержания: суд, несмотря на тяготы судопроизводства, все-таки пытается решить организационные вопросы в рассмотрении дел. Так что, и вы, уважаемый, дескать, ждите…Придет и ваш черед. (Правда, в каком году – неизвестно).
Решения своего вопроса пятилетней давности скадовчанин Владимир Бандура с родственницей ждут до сих пор. Однако и в Центре правовой помощи не намерены оставлять это дело без юридических последствий. Так что у родственного клана Владимира Бандуры в обозримом будущем есть не только моральная, но и правовая поддержка.
Татьяна Шипилова, “Вгору”
PS. Подготовлено по материалам Скадовского Центра правовой информации и консультаций. Центры правовой информации и консультаций созданы и работают при поддержке программы “Верховенство права” Международного фонда “Возрождение” в рамках инициативы “Усиление правовых возможностей бедных слоев населения”. Подробнее о деятельности сети центров, основы и принципы работы читайте на сайте www.pravo.prostir.ua в разделе “Центры правовой информации и консультаций”. Мнения, отраженные в данном материале, принадлежат его авторам и могут не совпадать с точкой зрения Международного фонда “Возрождение”.