На днях Скадовский районный суд рассмотрел необычную и в то же время ставшую характерной для нашего времени спорную ситуацию. Устанавливалось отцовство, которое молодой мужчина категорически отрицал. А потому отказывался содержать “бывших чужих детей”, которые на протяжении несколько лет считались его “кровиночками”.
После трёх лет после развода с Михаилом М., жителем села Широкое, Анна М., жительница этого же села, решила потребовать с него алименты. Бывшей жене, а теперь матери-одиночке, без финансовой поддержки бывшего мужа оказалось не под силу воспитывать восьмилетнего сына и пятилетнюю дочку: “Он за эти годы детям даже яблочка не принес, не говоря о деньгах!”.
История этой драмы начиналась банально. Молодой мужчина в свое время не отличался образцовым поведением в семье. Сразу же после рождения первенца ушел в загул и даже сделал попытку на несколько месяцев уйти из семьи. Но спустя супруги помирились и продолжили вести совместное хозяйство. А через положенный срок после перемирия у них родилась дочка.
Однако наладить семейную жизнь даже с появлением второго ребенка супругам так и не удалось: главу семейства постоянно тянуло “на сторону”. В конце концов, он, став инициатором развода, окончательно ушёл из семьи, заявив, если старший сын “хоть немного и похож на него”, то дочурка родилась обличьем “в какого-то чужого молодца”. А потому никакого отношения к “этим детям” он не имеет, а значит, и бывшая жена не имеет права требовать с него алименты на совершенно “посторонних” для него детей. “Я ведь могу и на экспертизу по установлению отцовства подать!”, – пригрозил он женщине. Та была не прочь принять и такой неожиданный поворот событий: “Было бы неплохо…По крайней мере, всё станет на свои места”. Однако до документального подтверждения экспертами отцовства дело не дошло…Он лишь подал встречный иск, который в суде был отклонен.
После нескольких попыток заседаний, которые по тем или иным причинам переносились, судье всё-таки удалось вынести решение о выплате бывшим супругом алиментов в сумме четырехсот гривень на каждого ребенка. Однако ответчик не успокоился, пообещав всё-таки провести “ту самую спецэкспертизу”…
– Ситуация, когда бывшие мужья, отказываясь выплачивать алименты, ссылаются на то, что ребенок “не его кровей”, стала нередкой. Отказ признать отцовство – один из известных приемов явного уклонения от воспитания и содержания своих детей, – утверждает Ярослав Синяк, юрист Скадовского Центра правовой информации и консльтации. Именно туда мать двух малолетних детей Анна М. обратилась за помощью по своему “деликатному делу”. Юристы Центра представляли в суде интересы молодой женщины.
В последнее время юристы Центра столкнулись с проблемой сельских одиноких матерей, которые совершенно не знают о своих правах. В том числе и в сфере выплаты алиментов. К примеру, молодые мамы, оставаясь со своими проблемами “один на один”, понятия не имеют, что они могут получать государственную помощь.Для оформления документов нужно обратиться в сельские социальные службы. Некоторые, конечно, обращаются туда за помощью, но зачастую получают отказ. Получают его по нескольким причинам: либо соцработники лукавят, что не знали о подобном разделе в их деятельности, либо действительно не знают…Иных бывшие мужья запугивают, и те решаются обратиться к юристу, когда ситуация для одинокой матери, воспитывающей одного, а то и двух-трех детей, становится совсем невыносимой. Как это случилось с Анной М. Она решилась подать иск и истребовать положенные детям деньги в суде лишь спустя три года (!) после развода. В суд женщина не обращалась лишь потому, что порой не было денег даже на хлеб, не то что на платного адвоката. К счастью, узнала о существовании в Скадовске правового Центра, в котором ей и пришли на помощь, предоставив бесплатные услуги юриста.
У юристов Центра находится немало дел, касающихся бракоразводных процессов. В том числе и таких, когда отец семейства, уезжая на заработки в другие города и страны, чтобы прокормить семью, обзаводится новой. Забывая при этом высылать деньги на содержание прежней. “Матери бьются за выживание своих семей, опустевших без главы семейства, в одиночку, пропадая целыми днями на работе. А детей при этом нередко воспитывает улица. И это нынче – большая социальная проблема, решать которую необходимо на правительственном уровне”, – констатируют юристы, основываясь на опыте обращений. И это уже не просто житейские истории, а признак деградации семьи, а значит, и страны. Поскольку крепкая семья всегда составляла основу – “ячейку общества”.
Татьяна Шипилова, "Вгору"