“Я хочу сесть на мотоцикл и мчаться навстречу ветру”… Это мечта тринадцатилетнего Вити. Мотоцикла или хотя бы велосипеда у подростка нет. Поэтому он берет их без разрешения у других.
Когда мы беседовали с Витей, он был единственным “гостем” в херсонском приемнике-распределителе для детей. По большому счету, это тюрьма. Но только с комфортабельными комнатами, трехразовым питанием и йогуртами на полудник. И вместо воспитателей – милиционеры...
Витя родился в селе Михайловка Скадовского района. Потом семья переехала в Голую Пристань. Глядя на этого улыбчивого, фактически, еще ребенка, трудно поверить, что он не раз нарушал уголовный кодекс.
Детство – в форточке
У Вити есть младшие братик и сестричка. Когда к нему в приемник приезжала мама, он всегда передавал сестренке апельсины и подробно расспрашивал об их делах. К слову, маму Вити неоднократно хотели лишить родитесльских прав. но суд каждый раз признавал это негуманным.
Отец парня сидит в тюрьме за кражи. Мама живет с отчимом. Парень называет его великим браконьером. И вроде в семье все тихо. Но… Витя убегает из дома с трех лет. Причем, как правило, одним и тем же образом – через окно. Дать четкий ответ, зачем он это делает, не может. По словам Вити, дома его не бьют. Его просто зовет ветер странствий. И убегает он не только из дома.
Как-то отправили его отдыхать в Мариуполь, в санаторий. Тихий час. Дисциплина и жизнь по расписанию мальчику не нравятся. Поэтому решил Витя покататься во дворе на роликах. Как-то узнал он про места, где камеры наблюдения не достают. И решил подросток с ветерком покататься по незнакомому городу. Его путешествие закончилось на первом же посту ГАИ. Милиционеры поинтересовались, что ребенок делает в городе без родителей. И тогда Витя рассказал слезную историю, что опоздал на херсонский автобус. Гаишники угостили ребенка чаем с бутербродами и посадили на ближайший рейс до нашего города. Тогда Вите и в голову не пришло, что через пару дней его найдут. Он вообще удивляется, зачем милиция занимается его поисками. Он же ведь самостоятельный, сам о себе позаботится.
Одна, но пламенная страсть
Витя не может спокойно пройти мимо одиноко стоящего мопеда, мотоцикла или велосипеда. Например, недавно угнал дедушкин мотоцикл. Когда его спросили, зачем он это сделал, ответ был однозначный – хотел покататься. Тем более мотоцикл был без присмотра, да еще и ключи заманчиво блестели в замке зажигания.
Витя рассказывает, что мотоцикл научился водить самостоятельно. Как-то само получилось И собственный мотоцикл у него есть – крестный подарил, когда Витя был маленький. И сказал, что крестник может его забрать, когда станет старше.
Еще Витя очень любит мороженое. Когда удавалось заработать какие-то деньги, обязательно наедался этого лакомства... вдоволь
Вот только есть небольшая проблема – за мотоциклом надо ехать в родное село.
Поскольку Витя с ранних лет стал самостоятельным, с младых ногтей стал зарабатывать. Например, сдавал вещи в металлолом. Однажды тащил на тачке чугунную батарею, которая весила 40 кг. А сам парнишка весил 38…И дотащил же! И даже денег заработал. Правда, немного.
А еще подростку везет с мобильными телефонами. Говорит, что очень часто их находит. Но вот незадача: зарядные устройства вместе с мобилками на дороге не валяются. Поэтому Витя пользуется аппаратами, пока позволяет аккумулятор. А после отправляется на поиски нового. Некоторые из своих находок ребенок продавал. Витя рассказывает, что частенько находит не только телефоны. Однажды он шел по улице мимо кафе с летней площадкой. И увидел на спинке стула сумку. Витя заверяет, что кафе уже было закрыто, поэтому он не мог вернуть свою находку владельцу. В сумке оказался фотоаппарат. Мальчуган отнес его соседям, чтобы они его продали. Подросток хотел заработать. Но не случилось. Когда Витя пришел за деньгами, соседи сделали вид, что никакого фотоаппарата и не было. Ребенок на них сильно обиделся.
Еще Витя очень любит мороженое. Когда удавалось заработать какие-то деньги, обязательно наедался этого лакомства вдоволь. Но и о семье не забывал. Например, покупал маме цветы.
Умеет считать деньги
Витя занимался спортом – учился грести на байдарках. Для первых занятий нужно было всего лишь разрешение родителей. А вот для продолжения занятий уже нужно медкомиссию пройти, анализы сдать. Витя делать этого не хочет — боится сдавать кровь. Хотя уверяет, что он – парень смелый и вообще не знает, что такое страх.
Его лицо меняется, когда заходит разговор о тюрьме. Ведь буквально через год его любовь к чужим вещам может привести за решетку. Витя слезно обещает, что исправится. Но признается, что ничего не может с собой поделать. И даже просит милиционеров пристегивать к себе наручниками – чтобы ничего не натворил. Психологи, которых подросток недолюбливает, уже подумывают проверить – вдруг у их подопечного самая настоящая клептомания.
Чего Витя не любит, так это учиться. В сельской школе он закончил всего четыре класса. Говорит, что читать и писать научился, да и деньги считать умеет. Как только мальчик поступил в приемник и начал заниматься, его тетради были сплошь красные от учительских исправлений. Я с трудом выпросила, чтобы он мне их показал – стыдно. Зато последние записи гораздо лучше. Любимая Витина книга – новогодние рассказы Дарьи Донцовой. Уж очень он любит разные детективные истории. Это относится и к фильмам.
У Вити есть несколько мечтаний. О первой мы уже говорили — собственный мотоцикл или, хотя бы, мопед. Еще подросток мечтает стать водителем. Сказал, что заработает денег и купит себе автобус. И будет возить людей. На вопрос, где же он возьмет на все это денег, Витя пообещал, что будет летом работать на полях и понемногу откладывать на свою мечту.
Простой карандаш
Под конец нашей беседы я спросила у подростка, как бы он отреагировал, если бы узнал, что его братик или сестричка промышляют тем же, чем и он. На что Витя сказал: “Я бы взял их за горло и сказал: – Не смей этим заниматься!”
...Психологи в приемнике-распределителе проводили с Витей тест. Ему дали коробку с цветными карандашами и один простой. И попросили нарисовать несуществующее животное. Витя взял обычный карандаш и нарисовал существо без ушей. По словам психолога, это говорит о том, что ребенок никого не слушает. Он всегда будет делать так, как сам посчитает нужным.
На момент выхода статьи Витю отпустили из приемника домой. Но спустя пару дней он снова сбежал. А ориентировки с его портретом вновь украсили все столбы в городе...
Херсонский психолог Андрей Недбайло работает с такими детьми постоянно. По его словам, таких, как Витя, изменить очень сложно. Они действительно не будут никого слушать. Их смело можно назвать “маленькими взрослыми”. Они учатся выживать в этом мире наравне со взрослыми. Но некоторые поступки и мысли у них – по-детски инфатильные. Но выход все же есть.
– Чтобы изменить таких подростков, как Витя, понадобится либо очень много времени и поистине терпеливый наставник, с которого подросток захочет брать пример. – рассказывает Андрей Недбайло. – Либо сильнейшее эмоциональное потрясение. Еще один проверенный способ – трудотерапия. Раз Витя любит мотоциклы, авто и все, что с ними связано, то можно было бы загрузить его несложной работой в автомастерской. Но опять же вопрос - как надолго хватит внимания и желания подростка. Да и где взять для ребенка такую работу?
Елена Пименова, “Вгору”