Разговор с губернатором намечался короткий. Между двумя мероприятиями. Но интерес к изданию, которое чаще критикует областную власть, возникает у главного чиновника области не каждый день. Наверное поэтому встречи сдвинулись и поговорить удалось почти целый час. Спрашивать у собеседника о текущих вопросах было не интересно. О них и так каждый день пишет вся херсонская пресса. Поэтому первый же вопрос вызвал у хозяина огромного кабинета с большим аквариумом на 2-ом этаже здания в центре Херсона удивление, и даже усмешку.
- Николай Михайлович, Вы были депутатом областного совета предыдущего созыва. Но я, посещая большую часть сессий с 2006 по 2010, не помню, что бы Вы выступали, или как-то фигурировали в многочисленных разборках между облсоветом и ОГА? Почему? Пока Вы были простым депутатом, Вам это было не интересно?
- Журналисты многое замечают, чего я не замечаю сам. Но я особо не скрываю черты своего характера. Многие уже заметили, что я, человек импульсивный, эмоциональный. За словом в карман не лезу. Но в тот созыв я действительно почти не выступал. Даже на комиссиях. И посещал далеко не все сессии облсовета – процентов 60 от общего количества. Хотя много было интересных вопросов, по агросектору, в частности. Хотелось встать и выступить. Но я сам, внутренне для себя определил, что не имею права выступать. Потому, что для этого нужно жить здесь, с этими людьми, понимать ситуацию, а не приезжать в область раз в 2-3 месяца.
Вспоминается даже такой эпизод, в конце 2004 года, когда я исполнял обязанности губернатора, то мне на сборах Херсонского землячества предложили вступить в это сообщество. Но я отказался. «Что-бы вступить в землячество Херсонщины, необходимо это заслужить. Что-бы люди уважали тебя и понимали, что ты принесешь области какую-то пользу. Я не хочу. Придет время, тогда вступлю», - сказал я руководству землячества тогда.
Сегодня я это делаю. Сегодня я имею это право. Как губернатор, как человек, который влияет на те, или иные процессы. Поэтому позже меня приняли в землячество. И то, не в первый год моего губернаторства, а в 2011 году. Потому, что я считаю, что своей работой я заслужу это право и подтвержу его.
Моя заветная мечта - повторить тот жизненный путь, который прошел Иван Алексеевич Мозговой. В том числе, и на Херсонщине. Все помнят его. Много губернаторов, председателей, первых секретарей партии было в Херсонской области. Кого помнят? Одного-двух по каким-то эпизодам. Одних помнят с хорошей стороны, других – с плохой. А Мозгового помнят. И помнят многие. Тем более мне приятно, что он мой земляк, с Марьянского района (Донецкой области – ред.), а это в 47 км от райцентра Старобешево, где я работал.
Я понимаю, что я в этом кресле не навсегда. Никто не знает сколько ему отведено на его должности. В любой момент могу покинуть этот кабинет. Поэтому я хочу оставить после себя память, реальные результаты. А не слова. Что-бы люди говорили: «вот это сделал Костяк…». Для меня это очень важно. Поэтому мой девиз: «Спешу творить добро!».
- И что же губернатор Костяк хочет оставить в памяти херсонцев?
- Есть два объекта моего внимания. Первый, вода. Я хочу, чтобы в Херсоне 100-процентно у всех жителей круглосуточно была вода. И в текущем году я добьюсь этого. Хотя некоторые мои городские друзья (не буду называть их) пиарятся, что они это делают. Без канализационных коллекторов этого никогда не случится. Даже если бы мы сегодня дали воду круглосуточно всем, старые канализационные коллекторы не выдержали бы такой нагрузки. Я сам смотрел, когда меняли коллекторы, старые трубы были толщиной с бумагу. Поэтому мы приняли программу, поменяли основные магистрали коллекторов, и только после этого приступили к вопросу водоснабжения. Для решения этого вопроса нужно 42 млн грн. Думаю, что 36 млн грн я «выбью» из госбюджета. Как выбил в свое время около 40 млн грн на ремонт коллекторов. А остальные придется искать в городском бюджете тем, кто рассказывает о своих заслугах в круглосуточном водоснабжении херсонцев. Потому, что без долевого участия в решении этого вопроса города и области 36 млн из госбюджета никто не даст.
И еще о водоснабжении. Надо переходить на забор воды для Херсона из Днепра. Когда николаевцы тянули ветку водозабора херсонцы отказались делать свою ветку. Я считаю, что это была колоссальная ошибка. И все эти годы в Херсоне, по сути, в унитазы сливают артезианскую воду. Это – кощунство.
- Но ведь артезианская вода в Херсоне тоже малопригодна к употреблению.
- Да, она жесткая. В том числе и поэтому нужно брать воду с Днепра. Это очень серьезный проект. Сегодня такие современные технологии по очистке воды, что вода будет отменная. Будем искать возможности для его реализации. Будем привлекать крупных инвесторов, или искать варианты привлечения средств из международных источников. Козаков (Игорь Козаков, директор Херсонского горводоканала – ред.), кстати, этим серьезно занимается. Мы ему поможем. Эту работу нужно вести обязательно. А уже имеющиеся скважины можно затампонировать. Если, не дай Бог, что-то случится, их всегда можно открыть. Это уникальная будет возможность для Херсона иметь два источника водоснабжения. Но сначала сделаем круглосуточную подачу воды. Для меня это важно.
Второй объект знаковый для меня – это мостовой переход ул. Залаэгерсег – микрорайон Таврический. Скажу честно, я взялся за такой проект, где не все так просто. Но у меня принцип: раз взялся – буду делать. Буду находить спонсоров. Там большие суммы. Сначала, в советское время проект оценивали до полумиллиарда рублей. Время шло, технологии менялись, суммы менялись. Даже на изготовлении проектной документации сумма изменилась: было около 5 млн грн, а сегодня уже вышли на 1,5 - 1,7 млн грн. И думаю это не последняя сумма. Не нужна нам гигантомания. Нужно делать быстро, современно. Думаю, что я потяну этот проект. Стоимость перехода по проекту составляет до 200 млн грн, но мы пересмотрели проект и уже разговор ведем о 160 млн грн. И желающих начать строить этот переход, даже не дожидаясь финансирования, за свои деньги – много. Наши, отечественные фирмы, турецкие компании готовы сегодня браться за эту работу. Они видят в этом интерес.
Вот те знаковые объекты моего внимания, которые я считаю приоритетными в областном центре.
- А как быть с промышленностью Херсонщины? Ведь она пока «лежит»!
- Тот же ХБК, в том виде, который сегодня есть, и с тем оборудованием, которое осталось с советских времен, уже не нужен. Следует понимать, что если даже на 1-ой фабрике ХБК поставить современное оборудование и выпускать продукцию, то необходимо только 50% ее площадей. Но главный вопрос - где брать сырье?
Сегодня в Чернигове или в Черкассах построили современный завод, за 50 млн долл, с новейшим оборудованием. Предприятие стоит. Такую сумму инвестировали, а результата нет. Почему? В мире нет сырья, нет хлопка. Китай, Индия и Пакистан скупили весь хлопок «на корню». Китай даже дотирует производство хлопка в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане. Полностью скупили там весь урожай.
- Когда то, в советские времена, предлагали выращивать хлопок в Херсонской области…
- Выращивание хлопка – это очень вредное производство. И хотя сегодня машины обрабатывают хлопковые плантации и собирают урожай. Все равно, эта хлопковая пыль остается в воздухе. А это – вредно для здоровья. В наших условиях выращивать хлопок – утопия.
Посему, моя задача по ХБК на сегодняшний день одна – разобраться с долгам по зарплате. Когда я стал губернатором долг по зарплате на ХБК был 6,7 млн грн, а сегодня он уже более 10 млн грн. предприятие не работает, а долги по зарплате растут. Я должен этот вопрос закрыть. Скоро будет суд по ХБК и мы посмотрим, какие будут после него перспективы. Еще раз повторю: сегодня моя задача выплатить людям долги. Но я буду добиваться, что-бы не нынешний собственник продавал имущество ХБК, иначе рабочие снова ничего не получат. Я при продаже 3-й фабрики предприятия «выбил» деньги на погашение долгов по зарплате. В этот раз я буду действовать еще более жестко. Мы уже выиграли суды по ХБК – хозяйственный, апелляционный. Теперь собственник подал в Верховный суд. Думаю мы и там докажем свою правоту. А потом будем возвращать все, что эти «хозяева» ХБК успели разбазарить – базы отдыха, лагеря… Все вернем, все, что продано за копейки, пусть даже не сомневаются.
- А какая перспектива комбайнового завода?
- Больше всего я жалею, что меня втянули в эти политические разборки. Я к ним никакого отношения не имел. Кто-то сказал Олейнику (Александр Олейник, собственник ООО «НВП «ХМЗ» - ред.) что надо «бить» по мне, и тогда он «достучится» до Президента, и его услышат наверху. И Олейник, понимая, что инициатором его проблем был не я, а другое ведомство, другие люди, избрал такую тактику нападения. Потом мы встречались с Александром Анатолиевичем и я его прямо спросил – как он собирается со мною работать после того, как он рассказывал о якобы моем желании забрать землю ХМЗ под торгово-развлекательные центры. А Олейник мне ответил, что это была предвыборная технология. Потом собственник ХМЗ заявил, что я якобы ходил в суды, чтобы у него отобрали предприятие. Но это, вообще какая то глупость. Зачем мне ходить в суды, как говорит Олейник, платить деньги, чтобы у одного собственника забрали завод и отдали другому? В чем здесь мой интерес? Кто сказал, что новый собственник будет лучше нынешнего.
А что касается земли ХМЗ, то никто никогда бы не отдал ОГА землю единственного в Украине комбайнового завода. Это глупость. Просто смешно. Честно, не хочется все это обсуждать, потому что человек, для которого я у министра «выбивал» деньги – долги за проданные комбайны, 23 млн грн, не вложил полученные средства в производство, а потратил на что-то другое. Поэтому, все эти инсинуаций в сторону ОГА, и в мою сторону, были прикрытием главной задачи - получения денег. В чем интерес Олейника: ему государство давало дотацию, из которой 10% он направлял на производство, а остальное куда-то исчезало.
Да, сегодня государство заинтересовано в развитии отечественного сельхозмашиностроения. Но такого бесконтрольного «водопада» денег, как это было раньше, не будет.
В общем, я жду решение апелляционного суда по ХМЗ. Потом посмотрим, как быть дальше.
- Вы много анонсируете финансовых вливаний из госбюджета: там 36 миллионов, там 160 миллионов, там еще сколько то. А откуда у вас уверенность, что эти деньги государство даст на Херсонскую область?
- По данному поводу расскажу одну давнюю историю. В 2002 году я работал главой РГА в Тельмановском районе на Донеччине. И как раз приближались выборы в Верховную Раду. Как вы помните, тогда было прокучмовское движение – «За единую Украину!», или как его называли в народе: «За Еду». Всех чиновников обязали заниматься избирательной кампанией, агитировать за власть. А Тельмановский район – один из самых проблемных на тот момент в Донецкой области. Меня туда перевел губернатор Виктор Янукович после нескольких лет моей работы в Старобешевском районе. Очень проблемный был район – газа нет, с водой проблемы, дорог нет и т. д. Мне тогда перед выборами довели задание – 37% за «За Еду» должно было быть. И во время одной из встреч в Донецкой облгосадминистрации Виктор Федорович меня спрашивает, мол, как идет подготовка к выборам, какой ожидаем результат? Я ему и ответил, что не менее 50% будет. Янукович мне тогда даже пригрозил, что он меня за язык не тянул, и обещанное нужно выполнять.
После этого я собрал всех в районе и сказал им, что газа, воды и дорог нет, и вряд ли появится в ближайшее время. Проблем у всех районов хватает, а средства в бюджете ограничены. Но я говорю, что давайте решать этот вопрос политическим методом - дадим хороший результат на выборах и тогда у меня, как у главы района, появится основание ехать к губернатору и «выбивать» деньги на инфраструктуру. И знаете, какой был результат – 78% за «За Еду». Самый высокий был результат по всей Украине. Можете проверить. Владимир Литвин, тогдашний лидер «За единую Украину!», мне даже грамоту вручил.
И после выборов я приезжаю к Януковичу и говорю: Виктор Федорович, мне надо средства на это, на это и на это… Янукович – мне: ты просишь почти 40% всех бюджетных ассигнований области. А бюджет Донецкой области, это не бюджет Херсонской области. Там колоссальные суммы. А я ответил губернатору, что мой район дал даже не 50% на выборах, а в два раза больше, чем было запланировано. Почему другие районы этого не сделали. Поэтому, сказал я Януковичу, дайте мне больше средств. И губернатор мне подписал выделение средств на район. И сразу газ появился, начали делать подводные газопроводы, и дороги ремонтировать, и водой заниматься.
Так же я хочу в этом году и в Херсоне решить вопрос финансирования ряда проектов - показать результат. Политический. А потом я Виктору Федоровичу напомню историю 10-летней давности. И постараюсь для Херсонщины побольше денег «выбить» из бюджета. Это наш шанс.
- Рискованное мероприятие. В стране экономический кризис, у государства долги, газ и нефть дорожает. Денег в госбюджете может просто не быть. Ни для кого!
- В 2010 году внешние долги Украины составляли 90 млрд. долларов, в 2011 году – 84 млрд, в этом году – 60 млрд, а в 2013 году, эксперты прогнозируют, 40 или 37 млрд долларов всего будет. В три раза нагрузка на бюджет сократится. ЕВРО-2012 уже пройдет. В стране деньги появятся. 2013 год будет очень мощным в социальных программах в Украине. И мне надо максимум «вырвать» денег на Херсонщину.
И для этого, я уже сегодня должен готовить проекты. Мощные проекты. Я буду думать и готовить их. Старые закончить надо и новые начать. И такие проекты уже есть. Это мой главный план.