

До села Каиры от Херсона более ста километров дороги разного качества: и хорошей трассы, и участков, покрытых ямами. Меня подвозит команда Национального реестра рекордов Украины. Пассажиры в микроавтобусе - руководительница Национального реестра рекордов Лана Ветрова и две собаки - Дзыга и Укроп, которых называют талисманами. За рулем муж Ланы - Дмитрий Есипчук, он отвечает за техническую часть проекта.
Пока едем, обсуждаем с Дмитрием название села, оно звучит не менее экзотично, чем люфа. Существует несколько версий происхождения этого названия населенного пункта. Первая из них гласит, что в XVII веке на эти земли из северных районов Украины в поисках лучшей жизни пришли козаки. Один из них, по прозвищу Каир, предложил поселиться именно здесь. Другая версия утверждает, что наименование поселения происходит от татарского названия распространенного в этой местности растения каир, которое использовалось для уплотнения кадочных клепок. Есть другие версии о тюркском происхождении названия села, а краевед Андрей Лопушинский даже не исключает, что такое название связано с ромами.
В открытых источниках пишут, что в прошлом на месте села располагался золотоордынский город Каир-мечеть.
Словом, происхождение названия доподлинно неизвестно, но пейзажи здесь красивые – село расположено на левом берегу Каховского водохранилища.

На окраине села, на улице Шевченко, здесь есть двор, рядом с которым и расположен специализированный участок по выращиванию люфы. Здесь живут родители Татьяны Ждановой и собственно на семейной земле и выращивают люфу. Татьяна и Владимир встречают нас вместе с девятилетним Платоном и семилетней Эммой. Дети с энтузиазмом помогают Лане Ветровой исследовать участок для фиксации рекорда еще и по площади. Поскольку факт, что это действительно первый специализированный участок люфы в стране, эксперты уже проверили. Здесь важно слово «специализированный», потому что люди где-то на огородах или в горшке, может, и выращивают несколько растений, но в данном случае херсонцы не только выращивают на площади 0,28 гектара, но и производят из экзотического растения брендированный продукт Family Loofa. Как говорит Лана Ветрова: специализированное выращивание для специализированного товара.

Для вручения сертификата о рекорде нас приглашают в дом родителей Татьяны. Булат и Вера Садыковы – сельские медики, они помогают дочери и зятю выращивать люфу. Вера до сих пор практикует как семейный врач.

«Тема экологии нам очень близка, это наше, семейное. Это не первый наш экологический проект. Еще до того, как переехать в Херсон, пока Таня училась и еще деток не было, мы жили в Любимовке, и выиграли чешский грант на мини-проект для громад по утилизации органических отходов с помощью красного калифорнийского червя», – рассказывает Владимир.
В 2015 году переехали в Херсон, Таня начала работать врачом в детской областной больнице. «Мы пришли к друзьям, а у них растет на арке несколько кустов таких странных. Спросили, а что это такое? Нам объяснили, я попросил 50 семян, мы взяли их в 2015 году, и так они у нас пролежали в пакетике до 2018 года. А потом уже мы эти семена высадили - здесь вот, среди винограда. Из полсотни семян взошло двадцать пять-тридцать, и примерно из двадцати мы получили плоды. В том году мы их раздарили и сами начали пользоваться, увидели, что это очень интересно», – объясняет руководитель фермы.
Вообще, рассказывает Владимир, в мире более 50 сортов люфы, однако не более пяти пригодны для того, чтобы из них делать губки и мочалки.

Для Украины люфа - все еще экзотическое растение. Ждановы хотят, чтобы как можно больше людей ее выращивали. Поскольку это будет означать, что все больше людей будут отказываться от синтетических губок и мочалок в пользу натуральных, которые после использования можно компостировать, не нанося вред окружающей среде.
Но так ли легко выращивать это растение? Высаживают семена в мае (нужно, чтобы температура ночная была не ниже 12 градусов тепла). Поэтому в этом году все так затянулось, потому что растение долго не всходило, объясняют.
«Делаем колею, опушиваем. А когда оно уже вышло, мы натягиваем сетку и каждое растение направляем, подвязываем, ему нужно идти вверх. А потом пасынкуем, их там 5-6, а мы оставляем 2-3, чтобы плоды были более-менее нормальные. Затем они усиками своими заплетают плод и он может деформироваться, поэтому мы ходим и расплетаем, чтобы имело хорошую форму. А еще вот нужна прополка – очень любит, чтобы было чисто. Некоторые люди говорят, мол, да что тут делать: посадил – и оно выросло. На самом деле, здесь работы от начала и до конца много. А собираем с конца августа. Но в этом году в сентябре начали», - рассказывает Татьяна.

Растение любит тепло и влагу, поэтому у фермеров капельное орошение на участке. Хорошо, что родители помогают с поливом, говорят. Поливают в мае раз в три дня, в июне – июле через день, в августе уже не поливают.
Что касается тепла, то его вроде как хватает на Херсонщине, говорит Владимир. Но, как показал этот год, все-таки не всегда. Крупнейший плод вырастили сантиметров примерно на 62. Все премудрости и технологию отрабатывают на практике, на собственных «шишечках», шутит он. Интуитивно пришли к выводу, как ухаживать.
«Выращиваем из семян, но хотим попробовать из рассады. Что это даст? Люфа долго выходит из зерен – в мае как посадишь, она еще месяц будет «сидеть». Если мы ее раньше посадим, она быстрее созреет, а значит, уже летом, когда турист приедет на море, можно будет и людей на мастер-классы принимать, и предлагать на продажу товар из нового урожая», – объясняет Владимир.

Татьяна как врач обращает внимание, что не только для окружающей среды полезно использовать люфу, но и для здоровья человека – экологическая мочалка отшелушивает верхний слой кожи, улучшает кровообращение и лимфоотток, скрабирует.
Спрашиваю, не взялись ли люди в селе по их примеру выращивать такую экзотику? Ждановы говорят, что нет, пока только из-за забора заглядывают, что оно такое, смотрят. Татьяна объясняет, что местные просто не понимают, зачем выращивать натуральную губку, если есть в магазине синтетическая, она их устраивает, а окружающей средой у нас в стране обеспокоено не так и много людей.

Что касается перспектив выращивания люфы в стране, то, как говорит Владимир, это может быть хорошая тема, особенно для южных областей. Но тут есть несколько моментов: вырастить для селян, может, и не проблема, а что дальше?
УМЕЕШЬ ГОТОВИТЬ - УЧИСЬ ПОДАВАТЬ
Самое главное - маркетинг, кому продать. «С первой задачей – вырастить, селяне справятся очень хорошо, со второй, с чисткой – как-то разберутся, не высшая математика, а вот с третьей, с маркетингом – это вопрос», – говорит Владимир. Он готов к кооперации, поскольку как раз маркетинг, связанный с люфой, уже освоил и намерен развивать бизнес. Думает и об экспорте, говорят, люфу и в медицине используют, а молоденькие плоды можно предлагать для ресторанов. Кстати, Татьяна рассказывает, что пробовала их и сырыми - на вкус, как горох, но с горчинкой.
«На сегодня у нас только одно направление, но мы хотим расшириться, и это должна быть другая бизнес-модель. Пока это такая семейная ферма: сами сделали, реализовали», – рассказывает руководитель фермерского хозяйства.
Владимир отмечает, что в этом году выращивание люфы и изготовление из нее продукции – это уже бизнес, львиная доля семейной прибыли. Одна такая мочалка стоит в среднем 100 гривень (большая 125), губки для мытья посуды – по 25 гривень. Продают и семена - сто гривень за сто семян.
Реализуют через сайт, который создали с помощью общественных организаций, есть страница в Инстаграм, работают с эко-магазином в Херсоне.
Цену определяли, изучив рынок, искали баланс, чтобы качественный украинский товар не проигрывал зарубежному. На рынке сейчас представлены натуральные мочалки и губки китайского и египетского производства. Что касается китайских, то, как отмечает Владимир, они плотные, кто ими пользовался – говорит, что их надо долго размачивать в кипятке. А еще фермер объясняет, почему они специально свою продукцию не зашивают и не прессуют, в отличие от зарубежной. "По бокам не застрачиваем – если застрочить и семена не выпали, то внутри потом зацвести может, поэтому мы так не делаем. А еще за нашими мочалками и губками очень удобно ухаживать благодаря тому, что они пористые, просто встряхнул, положил, подсохли – и еще долго будут служить", - объясняет предприниматель. Мочалки хватает где-то на год, а губки для посуды, как рассказывают их клиенты, служат несколько месяцев.
Что касается плюсов и минусов, то, как говорят Ждановы, они ориентируются на комментарии потребителей в соцсетях. Люди сравнивают с синтетическими, и в основном в пользу натуральных. «Бывает, кто-то говорит, что натуральные хуже, начинаем разбираться – оказывается, то речь идет именно о прессованных, китайских, с которых жир не вымывается и которые через несколько недель просто выбрасываешь. Поэтому мы пришли к выводу, что не нужно прессовать», – делится он.
В этом году впервые задумались, как утилизировать остатки люфы, оставшейся на поле. Планируют сделать компостную яму, возможно, попробуют подсушить недозревшие плоды, спрессовать и использовать для печки, потому что неспрессованная люфа сгорает моментально.
Владимир Жданов говорит, что бизнес – это, конечно, важно, но они видят свою миссию в том, чтобы продвигать именно экологический проект, особенно такие локальные инициативы, и рассказывать о них украинцам.
«Если говорить о нашей философии, то она такова: делайте мир вокруг себя немного чище и безопаснее. Даже такие маленькие шаги важны. Мы детей с детства берем с собой на экологические толоки, показываем на собственном примере, для нас это очень важно», – отмечает он.
Лана Ветрова, в свою очередь, говорит, что такие проекты – это не дань моде, а уже просто необходимость. А такие рекорды - напоминание о разумном потреблении и важности сохранения мира вокруг нас, считают в команде Национального реестра рекордов.
Ирина Староселец, Укринформ
Фото: Ирина Староселец, nationalrecords.world, Family Loofa