Последние три года команда Президента Порошенко работала над масштабным проектом за время независимости Украины - «освобождением» земли от ее владельцев и созданием возможности для продажи всей Украинской земли тому, кто сможет заплатить наибольшую цену.
По инициативе Порошенко был принят Закон «О добровольном объединении территориальных общин». Как ничего страшного - если кто-то хочет объединяться - то зачем ему мешать. Но содержание закона оказался совсем другим, чем его обложка.
Перспективный план без перспективы
Открывая закон сразу видишь очень странную норму - все преимущества децентрализации получают только те сельские советы, которые объединяются по Перспективному плану (то есть указанию «сверху»). По всей президентской вертикали прошла команда - обеспечить выполнение этого плана любой ценой: подкупом, обманом, угрозами - что угодно, но в течение 5 лет объединение должно быть завершено по всей стране.
В Херсонской области перспективный план был утвержден по предложению тогдашнего губернатора Андрея Путилова. И предусматривал он, ни много, ни мало, полную ликвидацию 80% сельских и поселковых советов области. Так в целых районах предлагалось оставить только один поселковый совет. Такая судьба ожидала Генический, Новотроицкий, Нижнесерогозский, Ивановский, Верхнерогачикский и другие районы.
Павел Филипчук возглавил борьбу с таким Перспективным планом в областном совете. Он последовательно отстаивал право общин на сохранение сельских советов. Инициировал обращение областного совета (решение №1149) по сохранению районов Херсонщины, когда власти планировали ликвидировать 14 районов из 18-ти. Инициатива Филипчука была поддержана и процесс ликвидации районов приостановлен на уровне Верховной Рады. В результате Херсонщина – едва ли не единственная область в Украине, где факты принудительного объединения сведены к минимуму. Более того, благодаря решимости молодого депутата, на Херсонщине полностью сохранена сеть районов.
Как жить без советов?
Некоторые люди спрашивают - а что страшного, если ликвидируют сельские или поселковые советы, мы же от этого не будем вынуждены уехать. Но здесь они очень сильно ошибаются. Первое укрупнение сельских населенных пунктов происходило еще в советские времена - когда 2-3 соседних села объединяли в единую общину. Практика тогдашних времен показала, что уже через 5-7 лет только села, сохранившие сельский совет, продолжают развиваться - другие же села постепенно деградируют или полностью исчезают. В современном же случае ситуация еще хуже. За любой справкой или по любому вопросу человеку надо будет ехать в центр объединенной общины, который может находиться за 30-60 километров от села, где человек проживает. Конечно, никто компенсировать проезд не собирается.
Кроме того, голос жителей сел без совета уже никогда не будет услышан, ибо представительство в единой раде пропорциональное - то есть, зависит от численности населения. И большинство депутатов всегда будет представлять тот поселок, который является наибольшим. Догадайтесь, где именно будут происходить освещения улиц, ремонт дорог и тому подобное.
Как только в селе не станет совета, встанет вопрос финансирования школы, ФАПа и других «признаков цивилизации» и люди начнут из него постепенно уезжать. Сначала в центр общины, затем в районный центр, затем - в город. И их нельзя в этом винить, потому что перспектив развития такого села уже нет. Кстати, областная власть времен Путилова даже не скрывала, что никто не планирует развивать маленькие села - в плане их так и назвали «неспособные».
Ненужная земля
Чем меньше людей остается в селе, тем меньше людей будут иметь связь с землей. Человек хотя и имеет пай, но когда он не живет около своего участка, не переживает за урожайность, не видит того, как растет пшеница, постепенно перестает понимать, зачем эта земля нужна. На новую жизнь в городе нужны средства, а потому желающих продать землю будет все больше. Именно в этот момент нынешняя правящая партия предлагает разрешить продажу земли. В условиях, когда 3/4 населения живет на рубеже бедности, ее очень быстро скупят за не высокую цену олигархические структуры. Думаете, вы сможете бороться с этим? В ситуации, когда в селе не будет власти, не будет общины, люди будут постоянно выезжать в другие села - за несколько лет вся земля будет в руках крупных и, скорее всего - не местных землевладельцев. Ведь местные аграрии вряд ли смогут противостоять иностранным корпорациям, которым власти пообещали украинские плодоносящие земли. А дальше начнется самое худшее - засевать будут выгодные культуры - рапс и подсолнечник, земля будет беднеть, а результаты труда людей будут экспортироваться.
После этого на любом будущем для нашей страны можно будет ставить крест - земля в частной собственности у иностранцев, села ликвидированы, люди сконцентрировались в городах - от государства останется только название. Освобожденная от людей земля станет просто источником для получения прибыли, а отстаивать ее уже будет некому. К тому же «частная собственность» является незыблемой с точки зрения европейского права - таким образом нынешняя власть может навсегда лишить Украину ее основного богатства - земли.
После избрания Павла Филипчука народным депутатом Украины жители округа №185 могут быть уверены, что сеть сельских советов и районов Херсонской области будет сохранена и все сельские и поселковые советы будут иметь равный доступ к бюджетному финансированию. И эту позицию Филипчук подтвердил на деле, остановив ликвидацию районов в запланированном законопроекте "Об изменении границ районов Херсонской области" (№9363).
Юлия БОЙКО