Что означает арест Фирташа лично для Путина, российских и украинских олигархов.
Очевидно, что вчерашний арест украинского олигарха Дмитрия Фирташа в Австрии по ордеру Интерпола, выписанному в США — первая ласточка в череде подобных задержаний.
Отметим, что арест Фирташа случился накануне встречи премьер-министра Украины Арсения Яценюка с президентом США Бараком Абамой. На которой глава супердержавы заявил о своей поддержке Украины и ее территориальной целостности. А сами США «отмаячили» России фактический ультиматум: или оккупанты убираются из Крыма, или РФ ждут глобальные неприятности в исполнении США, ЕС и Британского Союза.
Почему именно Дмитрий Фирташ?
Возможно, потому, что именно этот украинский олигарх напрямую сотрудничает с Кремлем. И фактически является доверенным лицом группировки Путина в транснациональном газовом бизнесе. Схема которого упрощенно выглядела так: часть экспортных объемов российского газа «терялась» в Украине, а потом под видом «украинского» реэкспортировалась на Запад по цене ниже отпускной «Газпрома».
Выручка от этих «левых» объемов дерибанилась российскими (большая часть) и украинскими (меньшая часть) участниками схемы. Которая приносила и до сих пор приносит партнерам по воровскому промыслу миллиарды долларов в год чистой прибыли, уведенной из-под налогообложения посредством оффшоров.
Параллельно с этой, основной схемой существовали «схемки» и «региональные» — как то:
— дележ с украинскими «можновладцями» прибыли от поставляемого газа для нужд потребителей в Украине;
— реализация российского газа по завышенной, не рыночной цене предприятиям в Украине (получение сверхприбыли + уничтожение конкурента), по заниженной — украинским предприятиям, принадлежащим «своим» (тому же Фирташу, Ахметову, Новинскому и т.д.), с дележом прибылей уже от реализованной готовой продукции (металл, прокат, химудобрения и т.д.);
— торговля сжиженным газом.
И т.д.
С приходом к власти в России В. Путина весь газовый бизнес стал сугубо «президентским бизнесом», оперативный контроль над которым возглавил Миллер, личный друг Путина, четвертую пятилетку руководящий «Газпромом».
«Теневая» часть бизнеса не была б возможна, если б не «серая зона» в Украине. Где газ, добытый в РФ, на бумаге менял происхождение, владельца, цену и часто — покупателя. Что было возможно только при наличии и доброй воли (заинтересованности) высшего руководства государства и топ-менеджмента НАК «Нафтогаз Украины». Последний «обнаучивал» воровство газа, добытого как в России, так и в Украине.
В разное время партнерами Путина в Украине были разные люди. Но Дмитрий Фирташ был первым (с начала 2000-х) и, как видим, последним украинским партнером «трижды президента» РФ. Именно Д. Фирташ, привлеченный к газовому бизнесу, как полагает ряд экспертов, агентом КГБ УССР Семеном Могилевичем, выбился на вершину управленческой пирамиды теневого газового бизнеса на постсоветском пространстве.
Семен Могилевич
И когда сам С. Могилевич, получивший недоброе признание «главаря русской мафии» в планетарном масштабе, был вынужден скрыться в России от ареста по ордеру Интерпола, подписанному США, Д. Фирташ стал главным кремлевским «контактером» в схеме экспорта газа в Западную Европу.
Его подручные — Иван Фурсин, Юрий Бойко, Сергей Левочкин — также задействованы в этой сфере и являются ее прямыми выгодополучателями. Но Дмитрий Фирташ — это «ферзь» в воровских раскладах расхищения газа как в России, так и в Украине. Это «газовый резидент» Кремля и лично Владимира Путина в Украине и странах Восточной и Западной Европы. И потому его арест и передача США — тяжелый удар по личному бизнесу Путина и его ближайшего окружения. Что прекрасно известно США — судя даже по тому, как прекрасно в посольствах США и Великобритании в Киеве осведомлены об истинной роли Д. Фирташа в темных «газовых» делишках. До деталей, до мелочей.
И судя по тому, что ордер на Фирташа выписан как на организатора преступного сообщества, предъявленные ему обвинения могут «потянуть» на пожизненный срок лишения свободы. Потому что законодательство США беспощадно строго именно к организаторам преступных сообществ — будь-то классическая банда, артель наркодиллеров или транснациональный мафиозный клан.
В то же время законы США чрезвычайно гуманны к тем, кто готов сотрудничать со следствием. И это для Дмитрия Фирташа — при нынешних американо-украинско-российских раскладах — наверное, единственный шанс увидеть свободу.
Что может рассказать следствию в США Дмитрий Фирташ? Да много чего.
Сдать весь «пасьянс» газового бизнеса Кремля в Украине и посредством Украины, начиная с 2000 года и по день нынешний. Фамилии и доли выгодополучателей, счета, компании, схемы отмывания средств, партнеров, партнеров партнеров, вплоть до любовниц и личных пристрастий всех интересующих США и союзников лиц, с которыми Фирташ когда-либо имел дело.
Среди этих лиц многие имеют отношение к резидентуре российских спецслужб в Украине, в Европе и за океаном. Информация о компаниях, замешанных в «газовом бизнесе» Кремля, неизбежно наведут на прочие активы путинской шайки, которые так же будут «гореть». И что там всплывет — от громких заказных убийств до госпереворотов в «братских государствах» — можно только догадываться.
Конечно, Фирташ может и молчать. Но он прекрасно должен понимать, что не Фирташем единым живут сегодня спецслужбы США и государств Европы. Компромат на Владимира Путина и его кремлевских клептократов может дать и кто-нибудь другой из олигархов «путинского призыва». Это тот самый случай, когда «был бы человек, а дело найдется» — т.к. никто из этих самых олигархов не чист перед законом.
Возможно, именно арестом Фирташа и объясняется экстренное собрание российских финансово-промышленных тузов у Путина. «Элиту» России, как и саму Россию, ждут тяжелые времена. И если «простому россиянину» нечего терять, по выражению классика, «кроме своих цепей», то для русских олигархов, похоже, мир уже сократился до размеров СНГ минус Украина. Никакого Куршевеля — в лучшем случае Сочи, а то и Селигер.
И это только начало. Правда, гражданин Ахметов?
Константин Иванченко, «Аргумент»