Виктор Медведчук оказался наиболее эффективным и перспективным кандидатом на позицию лидера пророссийского движения после 2014 года. По сравнению с другими политиками он имел критически низкий уровень доверия среди избирателей и крайне негативный имидж у проевропейских элит Украины. В то же время Медведчук проявил себя как исключительно способный политик и серый кардинал, который довольно быстро сумел взять под контроль все ветви власти. Его влияние было столь масштабным, что именно он определял курс и характер внутренней и внешней политики в Украине.
Например, именно Медведчук сознательно и целенаправленно работал на замораживание и срыв отношений с Западом, блокируя большинство совместных проектов в политической и экономической сферах. Параллельно он активно вовлекал Украину в региональные интеграционные проекты, инициированные Москвой с целью восстановления ее влияния на постсоветском пространстве.
Сейчас Медведчук ведет в парламент достаточно опасных пророссийских политиков и активистов, которые прочно экономически и политически связаны с Россией и поэтому преданно и искренне будут лоббировать пророссийский курс Украины. Среди них влиятельные олигархи, опытные политики и просто дельцы, которые хотят нажиться на торговле национальными интересами. И это не просто пропагандисты, это лица, которые могут эффективно действовать, подрывая прозападную политику Украины и возвращая ее в сферу влияния Москвы.
Закулисные игры
Медведчук всегда очень хорошо понимал политическую систему и архитектуру власти в Украине. Обладая достаточно скромными ресурсами, ему удавалось формировать механизмы, позволявшие влиять на ключевые решения и при этом оставаться в тени, в стороне от грязных дел. В 2002–2004 годах он руководил государственными органами власти, поставил под контроль СМИ и многие институты гражданского общества. Но после падения режима новая власть не смогла найти доказательств, что Медведчук был к этому причастен. Публичную ответственность понес Леонид Кучма и ключевые члены его команды – некоторые из них закончили свою жизнь очень трагично.
В 2008–2009 годах Медведчук стал одним из серых кардиналов Юлии Тимошенко. Он готовил фактически конституционный переворот и был достаточно близок к тому, чтобы добиться успеха. Однако никаких доказательств, что он вообще общался с Тимошенко, тоже нет.
В 2014–2018 годах Медведчук нашел дорогу к Петру Порошенко – главному врагу своего российского кума Путина. Сумел втянуть его в свои бизнес-дела, благодаря чему органы государственной власти (в том числе спецслужбы, Антимонопольный комитет, суды) работали на его бизнес. Опять-таки нет никаких формальных доказательств ни того, что эти схемы организованы Медведчуком, ни того, что он влиял на органы государственной власти с целью зачистки рынка под себя. Что интересно, вся ответственность за подобные схемы легла на президента Порошенко, которого обвинили в лоббировании интересов кума Путина, что стало одной из причин его разгромного поражения на выборах.
На «поклон» к Путину
На каком-то этапе Медведчук понял, что у него нет серьезных политических и олигархических союзников и партнеров в Украине. Никто не хотел с ним сотрудничать, даже другие представители пророссийского лагеря. У самого Медведчука, несмотря на то, что он всегда имел собственный деловой клан, ресурсов для развития масштабного проекта не хватало.
Однако у него было конкурентное преимущество – личный контакт с президентом России Владимиром Путиным. Сначала Медведчук использовал Путина для формирования имиджа человека, который свободно общается с наиболее влиятельными элитами РФ. Он несколько раз появился на публике рядом с президентом России. При этом на различных мероприятиях находился к нему ближе, чем сами представители ближайшего окружения Путина.
Президент России также лично посещал официальные мероприятия, организатором которых был Медведчук. Более того, часто встречался с ним в неформальной обстановке. Интересно, что в СМИ странным образом регулярно появлялись «неофициальные» фотографии с частных встреч Путина и Медведчука, которые демонстрировали исключительно дружеские отношения между ними.
Несколько лет подобных информационных кампаний дали свой результат. Медведчука начали воспринимать как представителя и доверенное лицо Путина в Украине.
Минск как ширма
Поскольку до Революции достоинства влияние российских элит в Украине было очень существенным, представители украинского политикума и даже олигархи активно искали каналы коммуникации с Кремлем. В этом контексте ценность статуса Медведчука стремительно росла, однако его не пускали в «большую политику» в Украине.
Новый шанс на возрождение Медведчуку дали Евромайдан и военный конфликт с Россией. То, что Янукович и его окружение в свое время решили игнорировать Медведчука и заблокировали ему дорогу к власти, оказалось колоссальным позитивом в условиях конфликта с РФ. Медведчук был искренним сторонником России, что очень раздражало представителей национального лагеря. Однако он не имел отношения к режиму Януковича, на котором в общественном сознании лежит вся ответственность за преступления на Майдане, потерю территорий, конфликт на Донбассе.
В свою очередь новая украинская власть, несмотря на военные действия, нуждалась в канале непубличной и неформальной коммуникации с Кремлем. Привлечение представителей режима Януковича вряд ли было приняло общество. К тому же они потеряли свое влияние после того, как не смогли сохранить построенные Россией механизмы контроля над Украиной.
Зато у Медведчука были подтвержденные каналы коммуникации с высшими органами власти РФ, и он не был (по крайней мере публично) причастен к преступлениям режима Януковича. Более того, он сумел достаточно тонко сыграть на тогдашних настроениях общества – взял на себя достаточно благородную миссию освобождения украинских заложников.
На самом деле Медведчук хотел использовать шанс для возвращения на политический олимп. Он осознавал, что имел исключительно высокий уровень недоверия. Поэтому благородная «общественная миссия» – это единственный вариант из всех возможных, который не вызвал бы острого неприятия его появления в составе украинской делегации в Минске. К тому же для выполнения такой задачи, как освобождение пленных, и политические элиты, и общество были готовы принять любое лицо, даже Медведчука. Как переговорщик Медведчук оказался неэффективным. Его больше интересовал PR, чем реальные дела, поэтому особого прогресса он не достиг. Зато благодаря участию в составе украинской делегации в Минске он создал себе почву и трамплин, который использовал для возвращения в политику.
Дело в том, что в Украине в российском лагере царил хаос. На пророссийском электоральном поле действовало около десятка партий. Москве был нужен эффективный менеджер, который смог бы консолидировать пророссийский лагерь и возобновить атаку на европейский вектор интеграции. Большинство политиков дискредитировали себя тем, что не смогли договориться о создании единого пророссийского движения, а некоторые вообще больше занимались собственными бизнес-делами. В этой ситуации Медведчук, который декларировал приверженность России почти всю свою жизнь, наконец-то дождался своего часа. Несмотря на одиозность, он оказался той фигурой, которая стала публичным представителем интересов Путина в Украине.
Назад, к Москве
Россия бесспорно очень довольна текущей деятельностью Медведчука. Только этим можно объяснить то, что его финансовые ресурсы растут невероятными темпами. Сам Медведчук получил от России исключительно привлекательные активы в Украине, а его жена, Оксана Марченко, оказалась владелицей многих компаний в РФ. В частности, с ней связана фирма, которая получила доступ к одному из трех крупнейших нефтяных месторождений в России.
Трудно поверить в то, что Путин просто так раздает привлекательные активы. Невозможно также представить, что Медведчук или его жена просто «попросили» об участке для добычи нефти. Скорее всего, Медведчук сумел убедить президента России, что реализация его политического проекта в Украине требует существенных финансовых ресурсов.
Высока вероятность того, что это банальная схема финансирования реализации российских интересов в Украине. Она предусматривает, что определенные группы влияния оплачивают программы, выгодные России, из собственных источников дохода в Украине, а РФ компенсирует им эти расходы, обеспечивая определенные выгоды на собственной территории. Таким образом Москва избегает механизмов непосредственного финансирования пророссийских проектов в Украине, которые украинские спецслужбы в последние годы научились выявлять и перекрывать.
В то же время сдержанная позиция украинской власти в отношении Медведчука представляет колоссальную угрозу для государства. Провластные политические элиты и правоохранительные органы видят лишь вершину айсберга его деятельности. Они считают, что пропагандистская деятельность Медведчука не будет иметь положительного эффекта, так как у львиной доли украинцев есть иммунитет к «русскому миру».
Но не стоит забывать, что Медведчук – эксперт по созданию невидимых для общества теневых механизмов влияния на политику государства. Его цель – не победа на выборах, а восстановление каналов контроля над Украиной, подрыв курса на европейскую интеграцию и возвращение ее в орбиту влияния России.