Рождественские чтения
Чему учил Христос? Вере в Бога, любви к ближнему и спасении души в Царствии Божем. Таков будет традиционный ответ. Продвинутые христиане, могут зачитать еще десять заповидей Моисеевых.
За что же тогда казнили Христа? Если Он проповедовал то, во что иудеи верили и до Него?
Самое любопытное, что ответы на эти вопросы абсолютно четко и не двусмысленно изложены в канонических Евангелиях. Простые и понятные слова Христа не удалось заглушить, не смотря на все правки внесенные творческими коллективами под редакцией Златоуста, Оригена и других фундаторов Церкви.
Что бы понять учение Христа, нужно принять очевидную истину, что учение Христа и учение Церкви о Христе - суть два разных учения. И дело здесь не в злокознености служителей культа. Иначе быть не могло.
Сработал закон больших чисел. Когда Церковь была катакомбной, небольшому количеству верующих еще можно было уяснить, что монотеистический Бог имманентен. Он везде. Он не может иметь антропоморфных черт. У Него не может быть ушей, лица и ног.
Но, когда христианство вышло на большие просторы, эти абсолютно понятные продвинутому меньшинству вещи, огромной массе верующих, кто требовал конкретики образа и курения свечки, объяснить было практически не возможно. Церковь, для сохранения себя, пошла на адаптацию учения, сделав его понятным широкой массе. Появились иконы, например. Скажите чем поклонение крашеным доскам отличается от поклонения деревяным (каменым, золотым) идолам?
Но мы отошли от темы. Чему же учил Христос?
Христос учил о Боге как пути к ВЫСШЕЙ СВОБОДЕ. По сути все евангельские тексты, как синоптические, так и не вошедщие в канон, это "дорожная карта" к высшей степени свободы Воли, что и есть в широком понимании Бог. Именно, при таком прочтении, становятся понятными слова Христа, которые, вызывают недоумение верующих, и которые силится нелепо объяснить Церковь.
Примеры? Пожалуйста.
Что мешает нам на пути к Богу? Ограничения, которые накладывает на нас наша человеческая природа и общество, в котором нам довелось родиться. Мы не можем отказаться от пищи, нам холодно или жарко, на нас оказывают влияние другие люди.
Поэтому, Христос и говорит практически в каждой своей притче, в каждом слове: порвите связывающие вас путы! Идите к Богу, там Царствие Небесное!
"И враги человеку - домашние его".
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня"
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее".
" И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду".
Понимая истиную суть учения Христа, истинную, а не адаптированную версию под широкий загал (паству, ввражаясь языком клирика), нет нужды перекручивать слова Христа (спинить, как говоря политтехнологи), и делать вид будто он не говорил того, что говорил.
На пути к Богу вам мешают близкие? Они постоянно нудят: сиди дома, ты же семьянин! У тябя же дети! Бросьте их, говорит Христос. Высшая свобода, проявленная в Божественной воле лучшее, что есть в мире, учит Он.
На пути к Богу вам мешают традиции? Понятия о долге? Мораль, возведенная в норму закона? Не обращайте внимания. "Довольно каждого дня своей заботы". Идите к Богу! "Царствие небесное внутри нас есть!".
Совершенно ясно, что если следовать рецептам Христа напрямую, никакое общество не выдержит. Оно рухнет. Это хорошо понимали древние иудеи. Это хорошо понимает Церковь.
Но, в этом и сила учения Христа. Сила в высшей степени религизности. В указании пути к Богу как к Высшей степени свободы воли.
Идти или нет по этому пути каждый выбирает сам. Быть сыном в доме отца своего или рабом. Выбирает лично!
Сведение учения Христа до роли моралиста, богочеловека давшего новые законы - противоречит самому учению Христа, требовшего сломать все барьеры, разорвать все путы на пути к Богу. Учение Христа, как создателя новой религии - цельно и гармонично.
Христос дает новое понимание Бога: Бог есть наивысшая свобода. Дать понятие о Нем, указать путь к Нему возможно только через отрицание главнейших несвобод, окружающих человеческую душу.
С праздником. Блажен кто верует. Тепло ему на свете!
Олег Зайченко