«Принятый бюджет, в первую очередь, несет социальную напряженность и неопределенность для медиков. Городской властью начаты реформы в медицине с непонятным конечным результатом. И как последствие — обрезание ФОТ (Фонд оплаты труда, ред.), недофинансирование жизненно необходимых медицинских препаратов, которые не купишь в аптеке, отсутствие финансирования для профилактики туберкулеза и т.д. Да, будем настаивать на том, чтобы профинансировать это со свободных остатков в феврале (раньше невозможно), но это базовые вещи, которые должны обеспечиваться в бюджете изначально.
Кроме этого, обиженным осталось и образование, которому обрезано финансирование до 7,1 млн. грн. с 52,259 млн. грн. в прошлом году, а школ и детских садов у нас меньше не станет и проблем там достаточно. По факту, нагрузка будет ложиться на плечи родителей. По спорту — тоже недофинансирование, как и по соцзащите. И в то же время предусмотрено увеличение финансирования коммунальных предприятий без обоснования этих сумм.
Бюджет не предусматривает какого-то развития, даже банального финансирования Генплана города. Отсутствие стратегии развития Херсона и определения приоритетных направлений в этом делает город не конкурентным по отношению к другим городам».
Вячеслав Яременко, экс-первый заместитель Херсонского городского председателя, внефракционный депутат:
Продуманным этот бюджет я назвать не могу. В бюджет закладывается индекс инфляции 8,1%, но из-за роста акциза на ГСМ, на использование недр, из-за курса валют… в этом году продукты питания подорожают на 15-20%, минимум на 10-15% — энергоноситель. И мы понимаем, что во второй половине года заработная плата в 3200 грн. по покупательской способности будет равна 1600 грн. в этом году. Соответственно вырастают расходы бюджета на питание детей в 1-4 классах, питание в больницах, энергоносители, которые составляют 5-ю часть бюджета гуманитарной сферы и все остальное без исключения. То есть мы закладываем 8,1 %, а вырастет все на 15-20%. Хватит ли нам во втором полугодии покрыть расходную часть теми доходами, которые заложены? Это не проанализировано ни в бюджете, ни в пояснительной записке.
В отношении расходной части. Главным камнем преткновения при принятии бюджета было недофинансирование медицины. Учитывая, что медицинская субвенция не перекрывает все расходы отрасли, не покрывает в полном объеме и рост зарплат медиков, дофинансирование должно было быть за счет местного бюджета: зарплаты, медикаменты, питание. О других моментах мы даже говорить не будем. Что получили в итоге? На медпрепараты с учетом обезбаливающих и кислорода — 7 грн. в сутки на стационарного больного. И если Вы не льготник, то питание — 1 грн. в день. И соответственно человек, попавший в «скрутне становище», должен либо умереть, либо он попросту не получит в больнице ту помощь, на которую может рассчитывать. Нет ни копейки на туберкулез! Для Херсона — это проблема, у нас две «зоны». Нет ни копейки на дорогостоящее лечение для тех, у кого, к примеру, искусственные органы и требуется постоянное переливание крови. Им ждать нельзя, эти люди не будут дожидаться конца года, когда у нас будет перевыполнение бюджета. Это аморально! Эту отрасль надо защищать, она является защищенной статьей. Отдельно по медперсоналу. Если в бюджете прописали не сокращать численность, значит ставят в рамки — сокращайте ставки, убирайте надбавки, делайте неполный рабочий день.
По доходам бюджета. Вопросов достаточно много, но главный из них — это земля. У нас отменили денежную оценку, которая была принята в 2013 году, не смогли защитить решение в кассационной инстанции, соответственно крупные землепользователи через суд возвращаются к оценке 2000 года и становятся на переплату в счет будущих периодов.
Резервный фонд. Зима только начинается, ведь херсонская зима — это где-то после 15 января. Это морозы, это нагрузки на сети и коммуникации. При сегодняшних ценах на строительные работы, при любой серьезной аварии заложенных 500 тыс. грн. не хватит».
Артем Сопов, политолог, журналист, эксперт «Ассоциации политической и расследовательской журналистики»:
«Не буду давать оценку всему бюджету, но по отдельным его частям, в частности медицине, могу сказать, что лучше наверное было бы жить по 1/12. Как будет существовать важнейшая отрасль в жизнедеятельности города? Ведь время до подсчета и распределения финансовых остатков 2016 года точно неизвестно.
Одно с уверенностью могу сказать, что Миколаенко уже не рассчитывает вновь занять мэрское кресло, а если и есть амбиции, то явно от недопонимания. Для мэра — гуманитарная сфера всегда была основой электоральной базы. После сотворенного — он ее потерял, да еще и потянул за собой возможного преемника. И пусть не надеется на то, что до выборов долго и все забудется. Напомнят вовремя».