Во время раскопок на территории бывшей средневековой крепости Тягин группа археологов обнаружила уникальные артефакты времен Великого княжества Литовского. Таких находок на территории Украины еще не было.
Напомним, из письменных источников было известно, что рядом с поселком Тягинка Бериславского района Херсонской области, на острове Большое городище, когда-то была крепость, охранявшая переправу через Днепр. В летописях упоминается, что в 1491 году, когда эти земли достались от Великого княжества Литовского крымскому хану Менгли I Герай, он перестроил крепость Тягин. А в 1492 году под стенами Тягина запорожские казаки захватили и уничтожили турецкий корабль. Это одно из самых первых упоминаний о казаках, и это событие считается датой основания запорожского казачества.
В 19 веке на острове еще стояли руины каменных фортификационных сооружений и домов, но до наших дней на поверхности земли следов поселения не сохранилось.
Эти артефакты материально подтверждают, что на острове в средневековье был большой город с крепостью, с высокоразвитой культурой.
Здесь также найдено множество кованых гвоздей, железный рыболовный крючок, и различные инструменты.
Неизведанная земля
А исследовал впервые историческую местность основатель херсонского музея древностей Виктор Гошкевич в 1914 году. Он раскопал здесь крепость константинопольского типа и обнаружил четыре генуэзские монеты ( ныне экспонируются в областном краеведческом музее). Именно благодаря его находкам, остров Большое городище стал экскурсионным объектом. А впоследствии – памятником архитектуры и истории 14-15 веков.
Археологи приезжали после этого на остров всего лишь несколько раз. И раскопки были поверхностные, разведывательные. Почему-то большее внимание в советские времена уделялось изучению на Херсонщине следов древних и античных времен – скифских курганов, древнегреческих поселений. А средневековая история юга Украины замалчивалась, считалось, что в те времена тут не было значимых поселений, а были дикие степи, где выпасали скот кочевники.
Нынешняя экспедиция под руководством профессора института археологии Национальной академии наук Светланы Беляевой изучает Тягин уже второй год. Вместе с учеными работают волонтеры - сотрудники Запорожского областного центра туризма и краеведения, и школьники из разных городов Запорожской области.
В прошлом году нашли много дорогой посуды времен Золотой орды и Крымско-татарского ханства. Но самое интересное – на возвышенности, неглубоко под землей, обнаружены остатки керамического водопровода, которому более 500 лет.
А нынешний сезон открыл истории совершенно потрясающие артефакты. Сначала нашли четыре монеты Крымско-татарского ханства времен династии Гиреев с изображением знака, который и поныне развивается на национальных флагах Крымско-татарского народа.
А затем, в более нижних слоях раскопов, - шпильку от фибулы (средневековая металлическая брошь, которой крепили одежду) и две накладки на литовскую кожаную сумку-кошелек, которая называлась калита.
Слои грунта в культурном слое археологи снимают буквально по миллиметру, чтобы ничего не пропустить, в том числе и изменение его цвета, который тоже может многое рассказать о бурлившей здесь жизни.
«Загадочный крест»
Как рассказала Светлана Беляева, когда нашли шпильку, то предположили, что она может быть литовской. Потому что в те времена тут никто более не мог носить фибулу. Но самой бляхи от застежки не нашли и не было уверенности, подтверждения версии. А потом - сразу две находки тех времен, металлическая и бронзовая накладки. Они однотипные, крестообразные, но из разных поколений народа. Более ранняя, железная, датируется 13-14 веками. Бронзовая, возможно, 14-15 века.
- Когда нашли шпильку, Светлана Беляева категорически запретила нам говорить о ее литовском происхождении, - вспоминает методист Запорожского областного центра туризма и краеведения по работе с одаренной молодежью Ким Гуленко. – Чтоб потом не расстраиваться, от разочарования. А с этими застежками от сумки вообще замечательно получилось. У нас в экспедиции был мальчик, который увлекается археологией и в будущем хочет стать оценщиком антиквариата. Он много знает про всякие находки черных археологов. И он как раз и нашел первый артефакт. Мы тогда решили, что это крестик. Я пытался выяснить, к какому времени, какому ордену имеет отношение данный крест. Перерыл по мобилке весь интернет, все что можно – нет такого. Нету таких крестов. И тогда впервые закралось сомнение, что это что-то другое. Думал, что такие штуки крепились на обувь и в них шнурки продевались. А мальчик как раз через день после находки ехал домой. Я ему говорю – приедешь, посмотри, что это такое, ты же знаешь все форумы, определители, сайты коллекционеров, на которых можно датировать находку. И тут он из дома присылает информацию, со ссылкой на сайт, пишет что это 14-15 век, что такие находки делаются на территории Литвы и Беларуси, и даже выслал фотографию целенькой сумки тех времен, сохранившейся в каком-то музее. И - один в один, полное совпадение найденных нами накладок с теми, что находятся на той сумке. Естественно, у всех тут был шок.
Крах идеи «дикого поля»
Одна накладка найдена на глубине 55 см, вторая - 20 см и абсолютно в разных местах поселения – в дальней части городища и в центре острова, на возвышенности, где находятся остатки монументального сооружения.
- Это говорит о том, что они – не случайно оброненные в одном месте вещи, - говорит руководитель экспедиции. - Значит и там, и там находились остатки литовской культуры. И эти находки чрезвычайно ценны с точки зрения археологии и истории. Было известно, что литовские войска продвинулись далеко на юг, на приднепровье и могли строить тут крепости и города. Но одно дело письменные источники, другое дело - археология, которая либо их подтверждает, либо опровергает. Да, мы еще не знаем, сколько было крепостей, где точно и какие, – но факт присутствия литовского поселения здесь, на Тягине, уже доказан. Для нас это очень важно. Потому что сегодня наши «соседи» любят рассуждать, что тут были пустынные степи, «Дикое поле», что тут никто никогда не жил, и только с приходом Екатерины степи стали осваивать, строить поселения и развивать культуру. Но находки на Тягине показывают не выдуманную, а реальную картину нашей истории. Они подтверждают развитие здесь культур Золотой орды, Великого княжества литовского, а впоследствии Крымско-татарского ханства. За владение этой территорией постоянно шла борьба. Но вместе с тем было больше спокойных периодов, периодов дружбы. Это был настоящий «котел народов». Тут жили, торговали, строились и заключали браки между собой люди совершенно разных народов. И теперь, благодаря обнаруженным находкам, мы можем добавить новые страницы в историю культуры не только Украины, но и многих государств.
Кроме того, в литовском ярусе раскопа находили гирьки и очень много кованых строительных гвоздей. Это также говорит о том, что возможно здесь была очень большая деревянная постройка, которая больше характерна для Литвы, чем для Золотой орды или Крымского ханства. На севере - лесная территория и строительные традиции соответствующие. Нашли несколько следов, оставшихся от деревянных опор - столбов. От небольших, до полуметра в диаметре. Одно из бревен было обложено кирпичами, скрепленных раствором. За прошедшие века дерево сгнило, смешалось с землей, но оставило после себя в земле коричневый отпечаток.
Тягин уже не боится «черных археологов»
Буквально через несколько дней экспедиция начнет сворачиваться. Все найденные артефакты очищаются, описываются и упаковываются. Их увезут в Киев, в институт археологии, где предстоит еще тщательно обработать их, обмерить, описать и изучить. А потом, согласно договору, передадут в Херсонский областной краеведческий музей. Но попадут к нам не ранее чем через год.
Кроме того, взяты пробы из разных культурных слоев. Строения состоят из разных материалов. Каждый срез будет датироваться отдельно. Будут изучать, где добывались камни, из чего состояли кирпичи. Будут сдавать на анализ глиняный и известковые растворы, которыми скрепляли стены, образцы плодородной почвы.
Руины редко образуют острые углы. Как поясняет Ким Гуленко, любой квадратный предмет, если на него сесть, принимает полукруглую форму, а на этих стенах «посидело» более пятисот лет. Чтобы мы могли увидеть, как выглядели эти здания, найденные на нижнем, удаленном от центра острова раскопе, должны еще поработать архитекторы и консерваторы.
А места раскопов – снова засыплют землей. До тех пор, пока здесь не будет охраняемого заповедника или культурного центра, пока не будет реставраторов и консерваторов. Иначе все, что найдено, просто пропадет под открытым небом.
Но, в то же время, ученые не особо тревожатся по поводу «черных археологов», хотя культурный средневековый слой поселения начинается совсем неглубоко от поверхности земли. Потому что материальная ценность артефактов – «копеечная». А сил и времени, чтобы их найти, надо потратить очень много.
К тому же, самый большой урон крепости уже нанесен. И даже не тогда, когда вокруг нее кипели сражения, а в мирное время, когда поселок Тягинка активно расстраивался. Местные жители разбирали каменные постройки на острове и возводили из них сараи и заборы. Но сейчас рождаемость падает, да и мало кто теперь строит сам, «вручную». Так что у остатков крепости есть шанс уцелеть.
Реальная история - «вопреки»
И последнее. Археологические экспедиции на Большом городище проводятся не по заказу государства, а – исключительно по инициативе ученых и волонтеров. Из бюджета на исследования не выделяется ни копейки. Помогают международные фонды, частные спонсоры, да родители школьников, которые оплачивают своим детям поездку на раскопки и пропитание. И лабораторные анализы археологи заказывают сами, за свои деньги. А один анализ, это, как минимум, 200 гривень.
И работать приходится тяжко. Например, из-за жары, дети выходили на раскоп на рассвете, часов в 7 утра. В обед делали перерыв и снова, часов в 17, выходили на городище и работали до заката, пока не темнело. Некоторые не выдерживали: и здоровье подводило, и понимали что это «не их призвание». А другие – уже сожалеют, что сезон заканчивается, и хотят приехать сюда еще не один раз. Как сказала пятнадцатилетняя Соня из Энергодара, да, было тяжело, но даже пыль тут пахнет древностью. А еще скоро другие дети будут на экскурсиях в музее рассматривать, например, вазу и удивляться. А Соня будет знать, что это она раскопала ее и первой, за полтысячи лет, прикоснулась к ней руками.
P.S. Великое Княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современной Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (до 1569 года занимало большую часть современной территории), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии (частично; с 1561 по 1629 годы) и Молдавии (незначительная часть, до 1569 года). В XV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство на русских землях. Окончательно прекратило своё существование в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.
"Вгору"