Херсонская область вот уже 10 лет является производителем овощей №1 в Украине. Однако потеря части внутренних рынков и эмбарго на торговлю с РФ не могли не повлиять на это направление аграрной сферы региона.
Чем живут сегодня производители овощей на Херсонщине и как справляются со сложившейся ситуацией рассказал директор Департамента агропромышленного развития Херсонской облгосадминистрации Александр Паливода.
— Александр Николаевич, насколько болезненной была для херсонских производителей овощной продукции потеря крымского и российского рынков?
— Преимуществом российского рынка было то, что данный рынок был не только большим, но и нетребовательным. На российский рынок можно было поставлять продукцию без сертификации, нестандартизированную, без четких требований к партиям и срокам. Наши фермеры в хаотическом порядке выращивали – что было наиболее выгодным, и что можно было быстро продать, и Россия в таком же хаотическом порядке все это поглощала. То же самое касалось и крымского рынка. Производители овощей, рассчитывая на эти рынки, могли себе позволить садить без четкого планирования, не зная наверняка — куда и кому они реализуют будущий урожай.
— Привело ли наличие данных проблем к сворачиванию производства плодоовощной продукции?
— По нашим данным в последние года количество площадей для производства плодоовощной продукции существенно не меняется, ежегодно имеет место колебание в размере до 5%. Херсонщина стабильно производит плодоовощной продукции порядка 1,2-1,3 млн тонн в год. Тройка овощных лидеров — это томаты – более 600 тыс. тонн, лук – 130 тыс. тонн, огурцы – 100 тыс. тонн. Наша область – это в первую очередь аграрный край, основной бизнес здесь – сельскохозяйственный. Фермеры ищут новые векторы, новые культуры, но продолжают удерживать те площади, которые они уже освоили, которые специализированы под овощи – а это целая инфраструктура: система орошения, спецтехника, овощехранилища. Несмотря на все трудности: войну, климатические условия, экономический кризис — отказываться от выращивания овощей фермеры не хотят и не будут.
— Удается ли херсонским производителям находить новые рынки сбыта?
— Сегодня мы рассматриваем два главных направления для экспорта нашей продукции – Европа и Азия. Азиатский рынок интересен тем, что он не заполнен и не такой требовательный, как европейский, однако азиатские страны употребляют в разы меньше овощей, чем Европа. Европейский рынок, несмотря на высокую конкуренцию и серьезные требования, привлекает тем, что он – большой. По таможенной статистике количество стран, в которые мы экспортируем, с каждым годом увеличивается. Это не те объемы, конечно, что были раньше, потому что, повторюсь, Россия поглощала хаотично, но много. Однако позитивная динамика имеет место, география стран, с которыми работают херсонские фермеры, ежегодно расширяется.
— Можно ли сказать, что, ориентируясь на российского потребителя, херсонские агропроизводители были оторваны от мировых тенденций и потребностей?
— Ведя хаотичную торговлю с РФ, херсонские производители плодоовощной продукции в какой-то мере оставались изолированными от Европы, не имея четких представлений о том, что и как потребляет мир. Это касается в первую очередь мелких и средних фермеров, которые сегодня производят большую часть овощей и фруктов в Украине, и в частности в Херсонской области. Именно они находятся сейчас в изоляции от систем поставок и от внешних рынков. Таким производителям важно помочь наладить рыночные связи, перенять зарубежный опыт, понять культуру потребления, которая сформировалась в европейских странах. Сегодня производители плодоовощной продукции ощущают недостаток необходимой информации. Не в области аграрных технологий, а именно в области маркетинга. Наши фермеры имеют достаточно ресурсов – и природных, и кадровых, чтобы вырастить практически все. А вот все что касается маркетинга – в этом вопросе агропроизводители мелкого и среднего звена нуждаются в помощи.
— Кто и как может помочь сегодня производителям овощей решить вопросы маркетинга, наладить коммуникации, получить необходимую информацию?
— У нас в области работает несколько международных программ, которые помогают аграриям в этих вопросах. Одним из таких проектов, который уже хорошо зарекомендовал себя и в других регионах, является «Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства» (УПБРП). Мне известно, что данный проект был успешно реализован с 2008 по 2013 год на территории Запорожской области и Крыма, и благодаря нему значительно повысился потенциал фермеров, предпринимателей и других представителей аграрной сферы. В рамках реализации проекта они провели большое количество семинаров, тренингов, мероприятий на различные темы, предоставили огромное количество оборудования для агропромышленности. В результате при их содействии было создано 5 кластеров, на территории которых консолидировано работали 60% клиентов проекта, а сумма выделенных грантов на закупку оборудования составила более 4 млн гривен.
— Херсонские аграрии уже приобщились к данному проекту?
— Этот проект реализуется на территории Херсонской области с 2016 года. На данный момент наши переработчики плодоовощной продукции в рамках данного проекта посетили две крупные выставки – В Берлине и Дубае. Было проведено несколько семинаров и тренингов, где фермеров получали информацию о возможностях выхода на международные рынки и поиска экспортных контрактов.
— Что в итоге могут получить производители овощей от участия в данном проекте?
— В первую очередь проект помогает нашим производителям наладить рыночные связи и получить доступ к новым рынкам. Семинары и тренинги, которые проводятся в рамках проекта, позволят нашим производителям изучить методы послеуборочной доработки продукции: очищения, сортировки, упаковки, отладить цепочки поставки охлажденной продукции, улучшить бизнес-модели производства. Также ключевым компонентом проекта является отслеживание поставок, продовольственная безопасность, транспортировка и логистика. В итоге херсонские агропроизводители расширят финансовые возможности и доступ к инвестициям, путем приобретения связей с финансовыми учреждениями, инвестиционными компаниями и компаниями с частным капиталом.
— Как вы оцениваете аграрный потенциал Херсонской области на данный момент?
— Херсонщина имеет значительный логистический потенциал: в регионе международный аэропорт, развитая сеть железнодорожных и автомобильных дорог, морские торговые порты, а также речные пассажирский и грузовой порты. Есть также отличный потенциал по продолжительности сезона: климат позволяет херсонским аграриям выращивать те культуры, которые не могут вырасти в остальных регионах, количество солнечных дней позволяет по некоторым культурам собирать два, а то и три урожая за сезон. Кроме того, у нас сегодня достаточно пресной воды для полива. Ежегодно расширяя орошаемые площади, наш производитель постепенно становится независимым от количества осадков, и это позволяет получать высокие урожаи, причем урожайность на орошаемых землях мы можем достаточно точно спрогнозировать.
— Чего сегодня не хватает Херсонщине, чтобы в полной мере реализовать свой аграрный потенциал?
-У нас в области сейчас уже присутствуют консалтинговые компании, которые предоставляют аграрное научное сопровождение, вплоть до сопровождения «под ключ», такие компании, как MEDA, которые обучают, проводят лекции и тренинги по вопросам маркетинга. На рынке Херсонщины в достаточном количестве присутствуют мировые производители семян, СЗР и удобрений. Остается один не сформировавшийся кластер компаний, которые должны оказывать услуги по формированию крупных товарных партий и реализации экспортных контрактов. Когда все эти ниши будут заполнены, и будут выстроены четкие правила аграрного бизнеса, тогда Херсонщина может стать серьезным игроком на международной арене по производству плодоовощной продукции.
Беседовала Оксана Король
Интервью опубликовано в июньском номере журнала «Агроиндустрия»