Тотальная слежка и отсутствие анонимности для украинцев превращаются из фантастики в суровую реальность. Государство усиливает надзор за всеми и каждым
Киевского предпринимателя Андрея (фамилию он попросил не называть) задержали за распитие спиртного в общественном месте. Милицейский патруль не только составил на него протокол об административном нарушении, но и переписал IMEI мобильного телефона — уникальный 15-значный номер аппарата, который присваивают в процессе изготовления. Передать его силовикам Андрей был не против и сам. «Если украдут или потеряю, правоохранители быстрее найдут пропажу», — уверен он.
Под предлогом поиска ворованных телефонов украинская милиция уже несколько лет собирает базу IMEI телефонов, привязанную к фамилиям и именам владельцев. База помогает силовикам следить за перемещениями фигурантов уголовных дел и их контактами. Останавливаться на этом правоохранители не собираются. Они хотят знать, кто стоит за аккаунтами в социальных сетях, а также намерены создать и контролировать огромную базу данных, в которой будет собрана информация на всех жителей страны: от отпечатков пальцев и образцов подписей до сведений о болезнях и принимаемых лекарствах. Ждать осталось совсем недолго — в ближайшие дни президент может подписать соответствующий закон.
Всегда на связи
В октябре у менеджера столичного рекламного агентства Артёма Почепетского украли мобильный телефон iPhone 4. «Ехал в автобусе, а когда вышел, трубки уже не было, — вспоминает он. — Вернуть уже и не надеялся. На всякий случай написал заявление в милицию, оставил им номер IMEI телефона».
Через две недели, к удивлению Артёма, правоохранители телефон нашли. Он оказался в другом городе — новый хозяин утверждал, что купил трубку в интернете. «В районном отделении милиционеры продемонстрировали мне терминал, который в реальном времени показывал, где находятся украденные телефоны с точностью до 5 метров», — рассказывает Почепетский. Силовики объяснили: это обычный компьютер со специальным программным обеспечением, подключенный к дата-центрам мобильных операторов. С помощью таких терминалов сотрудники МВД могут отслеживать украденные телефоны. И не только их.
С 2009 года Украинский государственный центр радиочастот ведёт базу IMEI всех мобильных телефонов, ввезённых на территорию страны. Официально это делается, чтобы бороться с их незаконным ввозом в страну, а также для борьбы с воровством трубок. Если телефон украден, то по заявлению из милиции центр радиочастот вносит IMEI телефона в «чёрный список». Владелец такого аппарата рискует в случае проверки оказаться фигурантом уголовного дела.
«Чтобы отследить местоположение мобильного телефона, необходимо открыть уголовное дело. Оператор мобильной связи предоставит информацию только по письменному запросу начальника РУВД с мокрой печатью», — говорит сыщик детективного агентства «Конрад» Юрий Конрад. К нему часто обращаются клиенты, которые хотели бы в реальном времени отслеживать, где находится тот или иной телефон. «Но мы таких услуг не оказываем, это прерогатива милиции. Да и там нужен официальный повод в виде уголовного дела», — подчёркивает сыщик.
Мобильные операторы раскрывать детали сотрудничества с правоохранителями не спешат. В компании «Киевстар» сослались на то, что Закон «О телекоммуникациях» запрещает разглашать технические детали оперативно-розыскных мероприятий, которые проводит милиция. Этот же закон обязывает их за собственные средства устанавливать оборудование, которое позволяет правоохранителям получать необходимые данные об абонентах.
Создание базы, в которой номер IMEI трубки привязан к конкретному лицу, хотя и началось около 10 лет назад, но всё ещё не урегулировано законом, признаёт депутат-регионал Василий Грицак, которого называют главным лоббистом силовиков в парламенте. Проще говоря, эта практика не совсем легальная. Тем не менее система существует. «С её помощью во время футбольного чемпионата Евро-2012 украинские правоохранители отслеживали разговоры и перемещения лидеров группировок футбольных хулиганов», — рассказал Грицак. По его словам, власти Великобритании передали украинским коллегам номера телефонов английских футбольных хулиганов, приехавших в Украину.
Подтвердить или опровергнуть эту информацию в МВД Фокусу не удалось. Официальный запрос затерялся в ведомстве, и на момент сдачи номера никаких комментариев пресс-служба не предоставила.
Анонимов.нет
От банальной проверки документов и контроля телефонных переговоров украинские силовики перешли к делам более масштабным — контролю интернета. В конце октября начальник управления МВД по борьбе с киберпреступностью Максим Литвинов проговорился: анонимность пользователей социальных сетей хорошо бы ограничить. Регистрацию по паспорту в Facebook или «ВКонтакте» никто вводить пока не будет — милиционер от этой идеи открестился, однако не исключил, что вскоре может быть принят закон о продаже SIM-карт с идентификацией абонента. Дескать, такая практика уже много лет существует в России. Ещё один вариант — идентифицировать конечного пользователя оборудования, лэптопов и стационарных компьютеров. Этим должны будут заниматься провайдеры, поскольку именно через них пользователи выходят в интернет.
Пока это только планы, но если их реализуют, право украинцев на приватность будет существенно ограничено. «Отмена анонимности мобильных карточек — первый шаг на пути ликвидации права на свободу передвижения», — говорит член правления Интернет-ассоциации Украины Эллина Шнурко-Табакова. Что же касается анонимности в социальных сетях, то, по её мнению, такие компании, как Facebook, и сами способны обеспечить борьбу с фальшивыми аккаунтами. «Новые ограничения в интернете несут угрозу злоупотреблений, коррупции, вымогательства и преступлений, и это намного опаснее», — считает Шнурко-Табакова.
Попали в реестр
В октябре Верховная Рада сделала ещё один шаг в сторону усиления контроля над украинцами. Парламентарии проголосовали за законопроект «О Едином государственном демографическом реестре». Заявленная цель разработанного Грицаком документа — упрощение процедуры пересечения границ ЕС. Для этого загранпаспорта предлагают оснастить электронными чипами с биометрической информацией. Изменения должны коснуться и внутреннего паспорта: он будет изготовляться в форме карточки с электронным чипом, а загранпаспорт — в форме книжечки, правый форзац которой также содержит бесконтактный чип. При этом предполагается, что внутренний паспорт станут оформлять с рождения и перевыпускать каждые 10 лет.
Отправленный на подпись президенту закон тут же раскритиковали — против него выступили 70 правозащитных организаций. Они считают, что проект преследует совсем не те цели, которые декларирует его автор. «Всё это делается якобы для либерализации визового режима с Евросоюзом. Но закон вообще не про это», — утверждает директор программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение» Роман Романов. По его словам, проект предполагает создание новой базы данных — Единого демографического реестра населения. На её основе будут выпускать ещё десять документов, среди которых и загранпаспорт.
По оценкам экспертов, в этой централизованной базе данных соберут всю возможную информацию о населении страны. Романов отмечает, что реестр соединит информационные системы самых разных ведомств: кроме баз данных ГАИ и Налоговой, в него может попасть база данных Минздрава, где будут указаны диагнозы, фамилии лечащих врачей и лекарства, которые принимают пациенты. «Учитывая уровень защиты государственных баз данных (они достаточно свободно продавались на киевском рынке «Петровка»), новая база станет пользоваться повышенным спросом, ведь она объединит столько интересной информации о каждом человеке», — прогнозирует Романов.
На критику Грицак отвечает свежими примерами: мол, если бы закон о едином реестре уже работал, убийцу из торгово-развлекательного центра «Караван» Мазурка давно бы нашли. Ему было бы намного сложнее покинуть страну. «Сегодня такой преступник может подделать десять внутренних паспортов на разные имена. Пойдите на «Петровку» и попросите сто паспортов гражданина Украины — их можно свободно купить. Загранпаспорт с фотографией — за $3000 привезут через час», — говорит депутат и добавляет: «Если документы будут биометрическими, подделать их невозможно». Грицак говорит, что печатать их будет частный концерн «ЕДАПС», который и сейчас занимает монопольное положение в производстве бланков для различных документов и с которым связывают нардепа-регионала. Однако сам депутат обвинения отвергает. Он утверждает, что убедил президента Януковича подписать закон и что это случится со дня на день. Противникам документа, организовавшим в конце октября протесты перед Администрацией президента, остаётся надеяться только на вето.
Виталий Атанасов, Фокус