Количество украденных или потерянных мобильных телефонов в Украине "зашкаливает" – ежегодно Министерство внутренних дел фиксирует не менее 100 тыс. краж.
Помимо этого, в нашу страну широким потоком поступают "серые" смартфоны. Хитрые "предприниматели" всячески "оптимизируют" налоги, занимаясь по сути контрабандой.
Верховная Рада в очередной раз предпримет попытку урегулировать эти проблемы с помощью нормативных изменений. Парламентский комитет по вопросам цифровой трансформации создал рабочую группу по подготовке нового законопроекта.
Ее возглавил народный депутат, зампредседателя комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации Александр Федиенко.
Зампредседателя парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации Александр Федиенко
В интервью UBR.ua он рассказал, как именно нужно закрыть многомиллиардную дыру в государственной казне. А также о том, как подобные механизмы реализованы за рубежом.Опишите масштаб проблемы – почему нужно урегулировать вопрос с "серыми" и "черными" мобилками?
Вопрос не только в "сером" импорте или явной контрабанде. Не менее критическим является существование целой криминальной индустрии, которая построена на кражах и перепродажах мобильных телефонов.
МВД ежегодно отчитывается о более 100 тыс. таких краж. Но это только вершина айсберга, ведь большинство пострадавших от таких преступлений даже не обращаются в полицию, считая это бесперспективным.
Если просуммировать обращения граждан к операторам об отключении украденного или потерянного телефона, то имеем цифру на порядок больше.
Конечно, здесь есть и доля утерянных. Но даже работники полиции неформально оценивают, что обращение о краже подает чуть ли не один из девяти пострадавших.
Перейдем от краж к импорту. Сколько мобильных телефонов поступают в Украину "мимо кассы", без надлежащего оформления и уплаты налогов?
Относительно реальных цифр трудно дать оценку. Различные эксперты дают оценку нелегального импорта в пределах 30-80%.
По прогнозам независимой группы аналитиков Ukraine Economic Outlook, в 2021 году потери госбюджета составят почти $1 млрд. Думаю, что это еще довольно оптимистичная оценка. Реальные потери за прошедший период можно оценивать, только остановив поток контрабанды.
Украина уже имела положительный опыт борьбы с контрабандой и кражами телефонов.
Учет кодов IMEI (International Mobile Equipment Identity – международный идентификатор мобильного оборудования; уникальный код для каждого телефона) был введен в Украине в июне 2009 года и функционировал до апреля 2014 года.
Результаты: до запуска этой системы объем поступлений в бюджет – 60 млн грн. Только за полгода после внедрения поступило 570 млн грн. В 2013-ом бюджет получил около 1,3 млрд грн.
После остановки функционирования системы учета IMEI поступления начали стремительно падать. Это при том, что количество и, главное, стоимость телефонов, которые покупают украинцы, все время растет.
И как Вы предлагаете решить проблему?
Относительно законодательных изменений в комитете создана рабочая группа. Она разработает изменения в законодательство Украины с целью решения проблемы "серого" импорта мобильных терминалов (устройств с SIM-картами).
Будем нарабатывать законодательные изменения. Но, по моему убеждению, единственный путь для решения – и это подтверждает мировая
К нашему комитету обратился с письмом Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП), они предлагают:
- Восстановить централизованную базу данных/реестра идентификаторов (кодов IMEI) мобильных терминалов госпредприятия "Украинский государственный центр радиочастот", создание локальных баз данных Таможенной службы и Госпродпотребслужбы для оперативного и достоверного обмена информацией, а также определение Нацкомиссией регулирования связи и информатизации (НКРСИ) порядка ведения и функционирования реестра идентификаторов.
- Закрепить законодательно обязательное внесение импортерами идентификаторов мобильных терминалов в соответствующую базу данных при пересечении государственной границы Украины и установление ответственности за нарушения этого порядка.
- Запретить реализацию мобильных терминалов, идентификаторы которых не внесены в централизованную базу данных.
В чем их отличия? Как они будут работать?
Вопрос чрезвычайно деликатный. Требует основательной проработки и широкого общественного обсуждения.
В свое время я уже регистрировал соответствующий законопроект. Предлагалось создание трех списков: "белого" – разрешенных и легальных, "черного" – краденых и тех, которые не получили легализации и "серого" – это те телефоны, легализация которых еще в процессе.
Вместо конструктивной работы по законопроекту, обсуждения и его улучшения получил беспощадную критику за то, что поднял этот вопрос.
Конструктивную дискуссию оппоненты не были готовы вести, доминировали обвинения о посягательстве на демократию. Депутаты прислушались к голосу общественности, законопроект был отозван. Пошло ли это на пользу делу? Очень сомневаюсь.
Как функционируют – и насколько успешно – базы IMEI в других странах?
Европейски и мировой опыт в странах развитой демократии – некоторые вехи:
- 2014 год. Европарламентом и Советом ЕС принята директива 2014/53/ЕС "О гармонизации законов стран-членов, по созданию годности на рынке оборудования радиовещания ...". Директива требует обеспечить отслеживание оборудования на протяжении всей цепочки поставок – от импортера к пользователю;
- 2019 год, Женева. Рекомендации Международного союза электросвязи МСЭ-Т Q.5050 "Концептуальные требования для решения по борьбе с контрафактными устройствами ИКТ" – предусмотрено ведение базы данных устройств с "белым", "серым" и "черным" списками, интеграция с сетями операторов, выявление клонированных IMEI, блокирования устройств;
- 2020 год, Женева. Рекомендация МСЭ-T Q.5051 "Концептуальные решения по борьбе с использованием похищенных мобильных устройств" – дополняет предыдущие рекомендации и регламентирует использование баз данных для предотвращения и борьбы с хищением мобильных телефонов.
Такой механизм позволит абонентам оперативно реагировать на преступные действия по отношению к их имуществу. А также открывает возможность для операторов мобильной связи бороться с реализацией устройств, которые были похищены в других странах мира. В том числе – через сотрудничество с международными организациями, в частности, ассоциацией GSMA.
GSMA представляет интересы более 750 телеком-операторов в мире и обслуживает базу кодов IMEI с 1996 года.
Более 140 операторов мобильной связи в 44 странах мира предоставляют своим пользователям возможность заявить о потере или краже телефона (используя IMEI) и заблокировать работу устройства в мобильной сети.
Заблокированные коды IMEI передаются в международную базу данных, которую администрирует Ассоциация GSMA. Это позволяет блокировать похищенные/потеряны устройства в сетях телеком-операторов в других странах мира.
Великобритания и Австралия являются первопроходцами в этой практике, ее применяют Швеция, Италия, Бельгия, Франция, Германия и OAЭ. Мировой опыт говорит о том, что количество краж при этом уменьшается в разы.
Возможно, есть смысл запустить общенациональную кампанию, разъясняющую украинцам, почему нужно покупать "официальные" смартфоны? Как убедить их покупать сертифицированные телефоны, если часто можно увидеть разницу между "белыми" и "серыми" моделями флагманских аппаратов в 10 тыс. грн? Какие аргументы могут подействовать?
Однозначно только просветительской работы здесь будет мало. Естественно, что сегодня для большинства граждан основным фактором является цена.
Государство должно создать механизмы, благодаря которым людям будет выгодно покупать дорогие, но легальные телефоны. Как один из возможных примеров такого механизма – активная работа полиции в борьбе с кражами.
Современные технические возможности позволяют не только отключать через коды IMEI мобильные терминалы, но и определять их местоположение. Полиция благодаря этому может оперативно определять места, где скупают краденые мобильные телефоны. Такие возможности есть, но полицией не используются. Это только один пример из возможных способов стимулирования покупки именно легальных телефонов.
UBR.ua