Ровно год продолжается продуктовая блокада Крыма. На днях на административной границе с оккупированным полуостровом, вблизи пункта пропуска Чонгар на Херсонщине, крымскотатарские активисты, которые были ее инициаторами, «отпраздновали» годовщину. О том, какие последствия блокада имела для другой стороны «границы», Херсонщины, а также о том, спокойно ли в регионе, который два с половиной года назад стал «пограничным», в интервью НВ рассказывает губернатор Херсонщины Андрей Гордеев.
- Отразилась ли на жизни Херсонщины продуктовая блокада Крыма?
- Да, ведь она заблокировала продажу нашей сельскохозяйственной продукции в Крым. Это ударило по нашим сельскохозяйственным производителям, а это не всегда крупные промышленные предприятия – это люди, которые имеют по гектару, по два земли, работают там ежедневно. Но сегодня мы ищем другие рынки сбыта этой продукции. В частности, на днях начнется строительство портового инфраструктурного элеватора, который позволит нам с левобережной части страны сбывать овощи и фрукты в Киев и севернее. И цена, соответственно, будет другой. Наши рынки сегодня переориентируются на Европу, на внутреннего потребителя, на другую продукцию.
- Как много людей, по вашим наблюдениям, продолжают ездить в оккупированный Крым?
- Мы анализировали миграционные процессы. По сравнению с прошлым годом упал интерес украинцев к Крыму на 17%. Но все равно люди ездят. Недавно я был на админгранице, видел таких – стоят, супруги с детьми, по двое суток на жаре, под солнцем, и все равно едут отдыхать в Крым. Нечего ездить туда, лучше бы отдыхали у нас.
- По дороге в Крым не так давно развесили биллборды с призывами к тем, кто едет туда. Как реагируют на них люди?
- Да, и по Херсону, и по дороге на Крым у нас развесили билборды, есть разные слоганы. В частности, там написано следующее: "Украинец, если ты едешь в Крым, то фотографируй, запоминай все и передай все в украинскую службу безопасности".
Когда объясняешь людям, что, приехав туда отдыхать, вы, по сути, финансируете Россию, когда дискуссионно это доказываешь, многие меняют свои взгляды, свое мнение по этому поводу. В наших планах в следующем году сделать что-то ярче, чем простой билборд.
- Есть ли в вашем регионе какие-то антиукраинские настроения?
- Нет. У нас очень высокий уровень патриотизма и безопасности.
Да, действительно, наш регион – это граница с временно оккупированным Крымом. Но это также оборонительные рубежи, которые сегодня обустраиваются по плану Генштаба, по поручению президента Украины. Поэтому сейчас на левобережье мы проводим сборы отрядов территориальной обороны. Еженедельно у нас проходят военные учения таких отрядов. Это обычные граждане, местные жители, мы их объединяем, учим обращаться с оружием. Это сейчас мы осуществляем на территории Херсонской области. Такие учения уже провели в Голопристанском, Скадовском, Чаплинском, Каланчакском районах.
- От командующего ВМС Украины Игоря Воронченко я знаю, что в Одесской области есть определенные проявления сепаратистских настроений. Об этом мало говорят, но периодически задерживают людей за попытки совершить провокации.
- Я не видел у нас открытых попыток совершать провокации. В целом, область у нас – как небольшое село: все друг друга знают, поэтому нам легче, как и нашей службе безопасности, отрабатывать любые сигналы. К примеру, недавно был задержан гражданин Украины, который пытался подорвать наше СИЗО. Но СБУ отработала оперативно, совместно с МВД. Руководил этой операцией сам господин [председатель СБУ Василий] Грицак. Поэтому, да – правоохранительные органы работают.
- Недавно на территории оккупированного Крыма прошли выборы. Ощущалось ли это как-то на Херсонщине, вблизи с административной границей?
- Никаких агитаций не было. У них выборы проходили спокойно, там была очень низкая явка. Это такая форма имитации легализации. Со своей же стороны мы в это время приглашали крымчан на концерт Океана Эльзы в Херсоне.
Сердце аннексированного Крыма находится в Херсонской области, в частности, в Новой Каховке. Это вода, которой Крыму так не хватает, электроэнергия, которая так ему необходима, и это инфраструктура железнодорожная, депо, железнодорожный узел. Сегодня Крым смотрит на всю страну через Херсонщину. От покоя в области сегодня зависят безопасность и спокойствие всей Украины.
- Недавно имела место громкая отставка председателя Херсонского облсовета Андрея Путилова. Причиной он назвал критическую ситуацию в облсовете. Что там происходит?
- В нашем облсовете определенные политические силы просто хотят себе больше политических дивидендов. Здорового прагматизма в этом нет. И сейчас мы занимаемся тем, чтобы народные избранники, которые представляют Херсонщину в облсовете, поставили себе в приоритет спокойствие и стабильность в регионе. А уже потом – политические амбиции.
На Херсонщине преобладают проукраинские демократические силы. Даже те политсилы, которые обычно принято воспринимать как более пророссийские, они все равно за Украину, за Херсонщину. За целостность региона. Такого градуса полярности, как, например, в Киеве, в парламенте, у нас нет.
- На днях было анонсировано строительство новой магистрали Львов – Херсон. Вы считаете, она будет популярна у украинцев и хватит ли средств на этот проект?
- Если мы наладим дорогу Львов – Херсон, то объединим два еврорегиона – Карпаты и Юг. Это не только сообщение между Херсоном и Львовом – там по дороге Николаев, Кропивницкий. То есть это артерия, которая позволяет объединить всю страну одним махом. Мы в целом поддерживаем такую инициативу. Эта идея возникла еще в прошлом году, сейчас она уже больше осмысливается, оценивается, для этого ищутся ресурсы. Насколько мне известно, это будут средства Всемирного банка. Наше государство не сможет потянуть такой большой проект. Но то, что нам дороги нужны – это факт.
- На Херсонщине много курортов, но большинство из них выглядят так же, как и лет 20 назад. Условия – не самые лучшие. Планируете ли вы как-то с этим работать?
- Все это невозможно искоренить путем непосредственного вмешательства власти. Но мы как власть можем организовать инвестиционный климат, который позволит создать конкурентную среду, и все условия с СССР сами собой будут модернизироваться. Потому что только конкурентная среда позволит нам сегодня предоставлять качественный сервис в курортной зоне. Природа нас наделила всем, теперь надо только умело этим воспользоваться.
- Но ведь дело не только в деньгах, а и в менталитете. Если этот бизнес до сих пор существует, значит, на него есть спрос...
- В этом году во время курортного сезона я чувствовал себя как администратор отеля. Ко мне звонила куча друзей – просили решить вопрос с поселением в любой отель. Есть разный потребитель: кто-то хочет дикарем отдыхать, кто-то – с сервисом.
То, что мы сегодня имеем на линии побережья, мы могли бы представить не хуже, чем в Турции или Египте, это факт. Приезд 3,5 миллионов туристов за сезон – это достаточно большая внутренняя инвестиция в регион. Но в большей степени эта инвестиция остается в тени. Сейчас вопрос заключается в том, что мы должны создать комфортные условия для рынка. То есть, мы не можем создать новый рынок услуг, но можем сделать для этого рынка условия.
У нас есть не только совдепия – есть и современные пансионаты, гостиницы. У нас море гораздо лучше, чем где-то в Дубае, природа интереснее, экологичнее, чище. Продукты питания – действительно одни из самых вкусных и самых полезных в Европе. У нас есть столько солнца, что сегодня немцы, например, хотят реконструировать у нас аэропорт и обеспечить специальными холодильниками, чтобы именно наши фрукты вывозить самолетами в Европу по-быстрому, без заморозки.
- Вашей области принадлежит и остров Джарылгач, который сейчас – пограничная территория вблизи Крыма. Он как-то охраняется?
- У нас полностью просматривается вся территория. Мы видим каждое воздушное судно, которое взлетает, знаем возможные варианты агрессии, все просчитано. Поэтому это безопасная территория.
- В Херсонской области работают пункты оказания административных услуг для крымчан. Кто ими пользуется?
- Сегодня мы насчитали около 14 тысяч временно перемещенных лиц из Крыма. Они все по всей Украине, но все стоят на учете у нас, получают социальные выплаты, которые предусмотрены законодательством Украины. Эти центры способны обслужить их полностью.