Три года тому назад сельского голову Старой Збурьевки Голопристанского района Херсонской области 50-летнего Виктора Маруняка обвинили во взяточничестве и махинациях. Он отсидел полгода в следственном изоляторе.
Встречаемся с Виктором Маруняком около горсовета в Херсоне. Он приехал в областной центр на круглый стол по проблемам местного самоуправления. Предлагает поговорить в пиццерии через дорогу. Сам ничего не заказывает. Достает пачку "Примы" с фильтром.
- Только давайте недолго, - просит голова. На нем желтая рубашка, полосатый свитер. - Меня ребята на вокзале ждут возвращаться в село.
Какая ситуация с землей на Херсонщине?
- Скажу о своем примере. В 2007 году я начал получать распоряжения председателя Голопристанской районной администрации о передаче в частную собственность земель на берегу Днепра. Ничего подобного не было до того. Если что-то и выделялось, то люди обращались в сельский совет - мы их видели, знали, где этот участок, рассматривали на комиссиях, на сессиях. А здесь 28 человек получают 28 гектаров. Моя первая реакция: может, это какое-то недоразумение? Я поехал к главе райгосадминистрации, тогда им был такой себе Валентин Пеньковский - интересный старичок. Слава за ним шла не очень хорошая. Он говорит: "Не поднимай волну, там такие люди, что им невозможно не дать землю". Я сказал, что меня этот ответ не устраивает. Тогда он: "Давай сделаем так: мы на тебя оформляем 5 гектаров земли, потом ее продадим, а деньги отдадим тебе". По тем ценам это был миллион долларов. То есть фактически мне предлагали миллион долларов, - опускает глаза, руки дрожат. - В общем, как бы это поделикатней: я ему сказал "нет" и поехал.
Через день-два начались угрозы по телефону. Потом ко мне в кабинет заходят два здоровых дядьки. Говорят: "Если бы мы знали, что ты такой чудной, то закатали бы в асфальт еще до выборов". Мы начали проводить свое собственное расследование. Поняли, что это только часть схемы. В ней задействованы триста гектаров прибрежной земли из трех сельсоветов: нашей, Героического и Рыбалецкого. Это все делалось под частное крестьянское хозяйство, на подставных лиц. Настоящие кукловоды находятся в Киеве. Это - высокие чины в Министерстве обороны. Мы написали несколько писем в районную прокуратуру, областную, генеральную. Но получили формальные отписки. Собрали сходку села. Набился полный Дом культуры. Говорю: "Сейчас вы будете голосовать за какой-то из двух вариантов. Первый: жизнь такова, у нас у всех дети, и что мы - крайние, нам больше всех надо? И все, живем, как все. Вариант второй: если они захватывают нашу территорию, ущемляют наши права, то мы с ними воюем. Ставим на голосование". За второе решение голосуют все. Тогда началось - мы писали, пикетировали, подавали в суды.
Почему вас выпустили на волю?
- Месяцев семь из меня хотели сделать взяточника. Когда сельсовет получил 10 тысяч гривен благотворительной помощи при свидетелях, это квалифицировалось как взяточничество. В СИЗО общался с другими сельскими головами. Схема такая: человека забирают в субботу в обед. За выходные его ломают, а в понедельник спасать "взяточника" поздно - он подпишет все, что от него будут требовать. Это продолжается до сих пор.
Меня не выпустили бы, если бы не протесты людей. Крестьяне сразу собрали сходку, создали группу из 15 человек, комитет самообороны. И он пикетировал и областную администрацию, и прокуратуру, перекрывали Ушакова (центральный проспект Херсона. - "ГПУ") - забрасывали палками помещения. А из прокуратуры им фиги в окна тыкали прокуроры. За свои деньги наняли автобус, поехали в Киев. Пикетировали Генпрокуратуру, Администрацию президента. Сделали пресс-конференцию. Даже газету начали издавать. Это была уникальная самоорганизация. И власть испугалась.
Что должно случиться, чтобы изменить нынешнее положение?
- Есть два пути: эволюционный и революционный. Эволюционный совсем рядом, можем его попробовать. Если же не выйдет, то будет революция. У этой власти нет чувства самосохранения - настолько она чудит, настраивает против себя людей, что аж удивляешься. Если вы уже такие наглые, то хоть бы хитрые были. Смотрю даже по нашей районной администрации - это же дураки на всю голову. Бумажка пришла в село на ячейку Партии регионов. Ошиблись, передали мне. Пишут: провести собрание ячейки. Главный вопрос повестки дня - ревизия количественного и качественного состава ячейки. Когда прочитал, офигел! Они еще в 2004-ом делили страну на три сорта. А теперь разделили на 17 - "по мере ценности для партийной организации". Среди первых - народные депутаты Верховной Рады, это ясно. Сельские головы - седьмые. Врачи - десятые. Пенсионеры, их железобетонный электорат, на последнем месте - после безработных. Они считают людей биомассой.
Также читать: Виктор Маруняк: ...Мы уже были в «Евросоюзе» (К вопросу о праве власти и власти права)
Однако люди терпят.
- Что-то должно быть. Потому что эта власть абсурдная. Ежедневно присылают нам какие-то распоряжения. В каждом втором есть слово "оптимизация" - школ, библиотек, музыкальных школ. Писали бы уже просто - "закрыть".
Какие ключевые проблемы украинцев?
- Мы - больная нация. Нам долго рассказывали, что мы - самые искренние, самые трудолюбивые, самые певучие. В действительности мы уже давно не такие. Нужна государственная программа перевоспитания народа - на 10, 20, может, больше лет. Людей надо изменять. Поколение за поколением. Как говорил Ганди: хочешь изменений - изменись сам. В Збурьевке мы начали с себя, и эти проявления видно. Но система выстроена так, что хорошие люди не могут пробиться. Мы сейчас разговариваем, а в Трохимовке два трактора распахивают пастбище - 450 гектаров, которым пользовалось все село, 200 дворов пасли там коров. У них забрали это пастбище.
Каким политикам симпатизируете?
- Есть один - Анатолий Гриценко. Встречались с ним. Но у порядочных людей нет денег. Поэтому партия Гриценко во многом виртуальная.
Откуда должны взяться новые кадры?
- Те, которых сегодня имеет власть или оппозиция, даже молодые - это не новые политики. Это та же колода. Следующая волна национальной элиты появится на местах. Это будут лидеры общественных организаций, журналисты. Они будут знать, что такое - совесть и не будут красть у своего народа. Не будут дурить людей. Потому что иметь джип за 100 тысяч долларов работнику прокуратуры или налоговой, даже бизнесмену - это неприлично в таком государстве, как наше. Для меня человек, который едет в джипе, - психически больной.
Чего ожидать после парламентских выборов?
- Смотря, кого изберут. Надеюсь, оппозиция таки выиграет. Тогда появится хоть какая-то система противовесов, которая была даже при Кучме и Кравчуке, не говоря уже о Ющенко. А теперь есть один центр - "царь всея Украины" Янукович.
С чего должны начать изменения?
- С судебной реформы. Вместе с милицией и прокуратурой. Потом - реформа местного самоуправления. Потому что такое впечатление, что у любой власти в Украине отношения к своему народу как к дураку. Тогда начнется процесс самовоспитания и выздоровления. Понимание снизу уже есть, но оно еще не массовое.
Национальный флаг вывесили в 1989 году
Виктор Маруняк родился в селе Старая Збурьевка Голопристанского района на Херсонщине. Закончил Херсонский пединститут по специальности "учитель начальной школы" и истфак Николаевского пединститута. Учительствовал. Был делегатом второго и третьего съездов Народного руха.
- В райцентре Голая Пристань есть высокая электромачта. Ночью 1989-го мы пристроили к ней национальный флаг. Руководство дней пять не могло найти, кто мог бы его снять. А в 1991 году мы подняли украинский флаг на линейке в школе. Нас считали бандеровцами.
С 1994-го - предприниматель. Выращивает в теплицах овощи и фрукты.
- Сейчас еще читаю курс из пяти лекций "История Старой Збурьевки", - рассказывает. - Два года тому назад сняли документальный фильм о селе. Одна часть получила первое место на международном фестивале в Польше, вторая - на одном из украинских фестивалей.
Жена Екатерина - учитель. У них две дочери - 24-летняя Наталия и 20-летняя Анастасия.
92 процента избирателей Старой Збурьевки проголосовали за Виктора Маруняка на последних выборах сельского головы. Председательствует вторую каденцию. Имеет 2,2 тыс. грн зарплаты.
Игорь ЛУБЯНОВ, "Газета по-українськи" №1402 за 13.04.2012.