Ни высшее образование, ни жизненный опыт не спасли преподавательницу вуза от сетей, умело расставленных брачным аферистом
Количество заявлений в милицию, в которых фигурируют брачные аферисты, в Украине растет с каждым годом. С развитием интернета они настолько плотно заселили его многочисленные форумы, что кажется, сеть кишит проходимцами, четко усвоившими одну-единственную истину: женщины нуждаются во внимании и ловятся на нежности. Особенно опасны в этом смысле, утверждают правоохранители, сайты знакомств — мошенники просто-таки оккупировали их.
«Милая, привыкай к другому масштабу жизни! Твои копейки меня не спасут»
«Не знакомься, где попало», — когда-то учили мамочки своих дочек. Но разве интернет — это «где попало»? Электронный век! Многое происходит именно в сети.
— Раньше, придя с работы, я любила заварить кофе и включить компьютер, — рассказывает 34-летняя Татьяна, ведущий специалист Херсонского государственного университета. — Общение в сети — одно из немногих развлечений, которое себе позволяла.
Татьяна готовилась к защите диссертации и с утра до вечера пропадала в университете. Ее подруги иногда в шутку интересовались: «А ты не задумывалась, может, в жизни есть еще что-то, кроме студентов, лекций?» Они уверены: желание быть любимой время от времени охватывает всех женщин, а мечта о семье и детях живет в каждом сердце.
— Почти два года назад на сайте «Планета любви» Таня завела себе поклонника, — рассказывает Елена, подруга Татьяны. — Пару месяцев виртуальных ухаживаний убедили, что намерения нового друга вполне серьезны.
— Александр жил в Скадовске, — вспоминает Татьяна. — Оттуда, кстати, и муж моей сестры. Получив приглашение отметить день рождения свояка, я тут же сообщила об этом Саше.
Первая встреча сблизила молодых людей. То ли колдовство моря так подействовало, то ли вечерние прогулки под летними звездами. Культурный, внимательный — что еще нужно?» — думала женщина. Она видела, что Саше доставляет огромное удовольствие ухаживать — он умел делать это элегантно. Разве могла предположить, что у Александра просто профессия такая?
— Саша уже на следующий день пригласил меня к себе, — восстанавливает последовательность событий Таня. — Познакомил с мамой — директором местной школы, — отцом-инженером и бабушкой-учительницей. Семья интеллигентная, приняли меня тепло. О своем избраннике успела узнать следующее: окончил Киевскую юридическую академию, работал следователем Скадовского райотдела милиции, потом занялся бизнесом, уволился из правоохранительных органов. Семья это подтвердила.
И к осени «бизнесмен» переехал в Херсон.
— Живущая на одной площадке с моими родителями соседка уехала в село, предложив мне перебраться в свою квартиру, — продолжает Татьяна. — Там мы с Сашей и поселились.
Уже через несколько недель Саша поделился с любимой своей проблемой: возникли деловые затруднения, попросил занять приличную сумму денег.
— Татьяна, а вас это не насторожило?
— Как вам сказать… Я ведь прекрасно понимаю: в бизнесе «быстро» — ключевое слово. Саше предложили выгодную сделку — если не закрыть ее деньгами, партия зерна уйдет. Моментально получить средства от другой сделки у него не получалось. Как не помочь? Мне на то время удалось отложить пять тысяч долларов для защиты диссертации. «Милая, привыкай к другому масштабу жизни, — смеялся Саша. — Твои копейки не спасут, нужна сумма посолидней». Пришлось взять в нескольких банках кредитов на 160 тысяч гривен, еще и у друзей одолжить, знакомых. Саша уверял, что через две недели погасим долги.
Александр умело маскировался под бизнесмена: вел в моем присутствии деловые переговоры, в телефонных беседах упоминал баснословные суммы. К тому же все это сопровождалось каждодневными объяснениями в любви.
— Любовь любовью, но почему бы вам не взять расписку о том, что даете деньги в долг?
— А я и взяла! Саша написал долговую расписку (правда, потом ее выкрал).
«Он закладывал в ломбард то мобилку, то ноутбук, умолял выкупить дорогую вещь и снова ее закладывал»
Поначалу Татьяна не особо и переживала из-за денег, так как абсолютно доверяла мужчине, которого пустила в свою жизнь. Тревожило иное: «супруг» позволял себе задерживаться по вечерам, мог прийти домой и среди ночи, продолжал «гулять» по сайтам знакомств.
— Послушай, меня это оскорбляет, — не выдержала.
— Я всецело твой, — успокоил Саша.
Впрочем, Татьяна не зря ревновала. Ведь на упомянутом сайте Александр искал новую жертву, готовил «запасной аэродром».
— У меня из сумочки пропала мамина банковская карточка, пин-код находился в кошельке, — вспоминает Таня. — Кто мог взять? Кроме Саши некому. Я ждала его до поздней ночи. Пришел возбужденный, нервный. Напрямую выложила свои подозрения. И вдруг любимый разрыдался: «Таня, боялся признаться, что болен. Я игрок, все вечера провожу в игорных заведениях. И ничего с этим не могу поделать». Он умолял помочь, схватил лезвие, заперся в ванной комнате. Кричал, что только от меня зависит его судьба. Я обещала помочь.
Хотя игорные заведения в Украине вроде бы закрыты, бывший милицейский следователь в самом деле оказался их завсегдатаем, причем приходил в подпольные клубы только по звонку.
— В какие-то моменты я верила, что Саша искренне хочет стать нормальным человеком, — признается Татьяна. — Но вскоре поняла: все мои старания — напрасный труд. Он закладывал в ломбард то мобилку, то ноутбук, умолял выкупить дорогую вещь и снова ее закладывал. То и дело прибегал ко мне в институт: «Займи у коллег, я завтра верну!» Если отказывала, то обращался к ним напрямую. И люди, зная, что это мой друг, неизменно шли навстречу. Очень боялась, что правду узнают друзья, родители. Вдруг мама попросит принести ее кредитку?
Решила взять еще один кредит и вернуть маме на карту все деньги до копеечки. Больше всего возмущало, что родные моего бойфренда отлично знали о пороке, но скрыли от меня. Сашина мама, оказывается, постоянно вытягивала его из неприятных ситуаций, пока не пересадила сыночка на мою шею.
Как-то звоню ей, называю сумму кредитов, которые на мне висят. «По сути, это же не мои, а ваши долги», — кричу в трубку. Она на следующий же день приехала, привезла целую пригоршню золотых украшений. «Возьми, — говорит, — может, у себя на работе продашь». «Вы что, шутите? — чуть не плачу. — Вы предлагаете бегать с кафедры на кафедру золотом торговать?» Она пожала плечами, сгребла украшения и ушла.
Полтора года молодая образованная женщина тащила на себе тунеядца, пока окончательно прозрела.
— Несколько последних месяцев не выгоняла его по одной только причине, — объясняет Таня. — Понимала, что мошенник уйдет, оставив неподъемные долги. Еще на что-то надеялась. Но он продолжал играть, выносил из дому вещи. Как-то утром, уходя на работу, попросила его сделать уборку, а когда вернулась, не обнаружила в квартире даже телевизора!
«Каждая из пострадавших переживает случившееся в одиночку. Все вместе они подарили бывшему милиционеру не меньше миллиона гривен»
— У меня зарплата 1 тысяча 800 гривен, а долгов накопилось 310 тысяч! — нервно продолжает Таня. — Как жить? Мои родители, узнав правду, решили помочь, так как хотя оба и на пенсии, но еще продолжают работать (мама — учительница, отец — заведующий отделом кадров на одном из предприятий). Но даже всех наших заработков на погашение одних только процентов по банковским долгам не хватает. Мамин брат, мои двоюродные братья, живущие в России, высылают, сколько могут. Так можно продержаться год-два, а дальше? Я ведь сам кредит еще даже не начала выплачивать.
На семейном совете приняли очень трудное решение: продать родительскую квартиру и рассчитаться с банками. Нам придется теперь снимать жилье. Неимоверно стыдно перед родителями, жизнь которых я превратила в кошмар. На склоне лет они лишились крыши над головой из-за моей доверчивости.
Татьяна попыталась искать справедливости в правоохранительных органах.
— Мое заявление Комсомольский райотдел милиции Херсона вообще не хотел принимать, — достает из сумочки бумаги потерпевшая. — Пришлось действовать через связи, знакомства. Как радовалась, когда Сашей наконец-то занялись! Но прошло время, и получаю ответ: «Состав преступления в действиях вашего сожителя не подтверждается». Обратилась в прокуратуру, там это постановление отменили и направили материал на дополнительную проверку.
Как удалось установить Татьяне, она, оказывается, далеко не первая жертва бывшего милицейского следователя.
— В последний момент из Сашиного мобильного телефона я переписала все его контакты, там было много женских имен, — признается собеседница. — Позвонила и была сражена наповал: каждая из его подружек в свое время прошла через то же, что и я. Вика из Армянска полтора года жила с аферистом, расстались в 2008-м и до сих пор вместе со своими родными погашает долги, в которые влезла из-за него. Света из Скадовска собиралась сыграть с Александром свадьбу в 2009-м, но не случилось, денег он ей тоже задолжал ого-го сколько! Еще три подруги по несчастью живут в Херсоне. Одна рассказала мне, как четыре года назад возила Сашу в Киев на лечение — его кодировали от игровой зависимости, но результатов поездка не дала. Другая объяснила, что вышла замуж и теперь с банками по кредитам рассчитывается ее супруг.
— Как оказалось, каждая из пострадавших случившееся переживает в одиночку, — комментирует ситуацию Дмитрий Обиход, херсонский юрист. — Все вместе они подарили бывшему милиционеру не меньше миллиона гривен. Татьяна, моя подзащитная, попыталась объединить женщин, на чьей доверчивости сыграл мошенник, но двое из них наотрез отказались подавать заявления в милицию — не верят, что удастся привлечь его к ответственности.
Бывший следователь на самом деле действовал очень ловко, всегда использовал один и тот же сценарий, умел входить в доверие. Ему на первый взгляд трудно что-либо предъявить. Но тем не менее две недели назад, когда милиция в Скадовске предприняла попытки расследовать дело, аферист тут же вернул одной из своих жертв… 700 гривен. Мелочь, конечно. Я бы даже сказал — капля в море, но сам факт свидетельствует, что его позиция все же уязвима.
— Я записала на диктофон несколько своих телефонных разговоров с Сашей, из которых явствует: все 310 тысяч моих долгов — вовсе не мои, а его, — горячится Татьяна.
Одну из копий записи она предоставила «ФАКТАМ». Вот несколько фрагментов этого разговора:
Татьяна: — Саша, у меня неприятности. Банки буквально преследуют, грозят возбуждением уголовного дела. Что делать? Я не собираюсь из-за тебя садиться в тюрьму.
Александр: — Тебя никто и не посадит, это я как юрист говорю. До уголовной ответственности еще далеко. Я все держу под контролем.
Татьяна: — Разве я для себя кредиты брала? Я брала, а ты тратил. Ты меня обманывал, использовал! А теперь у нас квартиру за долги забирают. Твои родители отлично знали, что ты игрок. Почему мне не сказали? То, что вы со мной сделали, называется мошенничеством в особо крупных размерах. Пойди в милицию и сам во всем сознайся!
Александр: — Такое запрещено законом. И вообще не бросайся словами, не говори глупости, ты ничего в Уголовном кодексе не понимаешь. У меня жизни без тебя нет, ты это знаешь? Что по сравнению с этим твой Уголовный кодекс?!
Татьяна: — Твоя любовь — это самое страшное, что я когда-либо видела. Ты просто машина по выколачиванию денег из доверчивых женщин. Оставил меня без денег, без квартиры, без всего. Всю жизнь перечеркнул.
— …Теперь каждый раз, когда включаю компьютер и смотрю на зажегшийся экран, — говорит Таня на прощание, — знаю, что Александр там. Он ищет новую жертву. И, конечно, найдет. Неужели нельзя это остановить?!
Людмила ТРИБУШНАЯ, «ФАКТЫ»