Во время поездки по военным базам на границе с Крымом я остановился в поселке Красный Чабан и разговорился с местным, ожидающем машину командиром взвода МЧС, работающем в Армянске. Теперь Армянск, до которого от Красного чабана каких-нибудь 10 километров, уже заграница, там Россия.
Заколдованый Крым
Пока мы просто разговаривали с ним как случайные встречные мужчина был раскрепощённым, выказывался очень свободно. Всё изменилось, когда он узнал, что я журналист. Отказался сфотографироваться и даже имя его просил нигде не упоминать. Это второй подобный случай (первый был на Антимайдане в Донецке)за всю мою длительную поездку по Украине, чтобы человек боялся “засветиться” в СМИ со своими рассуждениями. Очевидно, Россия уже успела установить в Крыму свои общественно-политические практики.
«Сживут со свету! Меня уже там бандеровцем называют, и не в шутку. Просто потому, что я под Россию не захотел перейти, паспорт их брать не стал, ношу форму МНС Украины. Как-то пограничник там спросил у меня про форму: «Это что ещё такое?»
Они там все с ума посходили в Армянске, просто как заколдованные. Думают, что мы –бандеровцы, с рогами и копытами. В жизни не видели ни одного. Я в Виннице на командира взвода учился, с парнями из Западной Украины дружил. Никогда они не попрекали меня тем, что я східняк, по-русски разговариваю. Разве что в шутку. Ну так и я подшучивал над ними, дело такое…
До сих пор с ними связи поддерживаем, они мне пишут – переезжай к нам, мы тут тебе и работу, и квартиру найдём. Отличные парни.
А знаете, кто в самообороне в Армянске? Мне знакомый капитан милиции говорил, посмотри, вот этот за грабёж, тот за изнасилование сидел… Да ещё и ходят пьяные в зюзю с оружием! На днях чеченцы устраивали гулянку около фонтана, из калашниковых в воздух стреляли. Бандеровцами они пугают, с ума сойти!..
Зачем мне такие оборонцы? Сестра из Курска звонит, спрашивает, бедненькие, как же вы там, целыми семьями вас бандеровцы вырезают. Ну откуда они информацию получают, из параллельного мира?
Дядьки мои, один на материке живёт, другой в Крыму, поссорились на этой почве, не разговаривают теперь. Я так своей сестре из Алушты, когда она у меня спросила, за Россию я или за Украину, сразу сказал, давай лучше сохраним нормальные отношения», – говорит мой собеседник.
Надпись: Путлер - гэть
Сейчас он взял отпуск, а после его окончания уволится и хочет пойти служить в украинский погранотряд, который дислоцируется в его посёлке. «Россия мне та не нужна. Украинцем родился, украинцем и останусь».
Оккупация заставила украинцев стать серьёзнее
«Христовы заповеди, они не для того, чтобы какой-то, простите, набожный глупец сидел и получал наслаждение, повторяя, что блаженны такие и блаженны сякие, а сам ничего не делал, надеясь Что Господь вывезет. Да не вывезет! Мы должны сами быть радикальными в борьбе с грехом и беззаконием», – жгёт глаголом о.Сергий
Он уверен – оккупация Крыма и угроза вторжения российских войск на материковую часть Украины стала для украинцев положительным вызовом. Это не только “пробудило” народ, но и заставило его “посерьёзнеть”. В первую очередь самих военных, которые, по словам о.Сергия, поначалу “дурака валяли, балдели тут, по банкам стреляли”.
“А тут подбегает ко мне офицер, говорит, что носит на душе тяжесть уже 15 лет, наконец решил исповедать сделанный однажды дурной поступок, раскаяться... Может, ради одного этого Путин войну и начал!”, – говорит о.Сергий.
30 секунд, на протяжении которых чувствуешь себя зайцем с барабаном
Кроме того, подчёркивает священник, раньше на юго-востоке представление об Украине было “неясное, размытое”. «Раньше на этом посту николаевские военные стояли. Так они не могли уяснить, что они тут делают. Не воспринимали зелёных путинских личинок как оккупантов. Ну какие, на самом деле, оккупанты, когда мы с ними одно “Русское радио” слушаем”, – рассказывает о.Сергий.
За последние дни многое изменилось. Военные находятся в постоянном напряжении. Наступает ночь, на российской стороне начинается движение. Осуществляют маневры: построятся и двигаются, будто в наступление идут, со всей техникой, подойдут до критической точки – и назад. Приходится подниматься по тревоге, проводить ответные маневры.
Обстреливают украинские позиции осветительными и шумовыми минами на парашютиках.
Трофей из украинских окопов - световые снаряды русских
“Я спрашивал у военных, сколько проходит времени, пока ты начинаешь понимать, боевая мина летит или чепухня какая-то. 30-40 секунд. Можете себе представить чувства человека, в которого летит мина, а он полминуты не знает, разорвёт она его сейчас на клочки или он ещё поживёт”, – рассказывает священник.
Такие чувства я смог пережить и сам. Когда мы находились на одной из баз среди степи, вдруг полетели эти мины, прозвучала команда “к бою!”, все забегали, техника пришла в движение, крики, пыль столбом, а мы стоим на открытом пространстве, ничем не защищённые, с фотиками, планшетиками. Я даже испугаться не успел, просто остолбенел на 30-40 секунд, ощутил себя дурацким жестяным зайцем с барабаном в тире.
Естественно, в таких обстоятельствах образ “братских” войск начинает меркнуть, переходя в образ обычного врага. Тогда как образ родины, наоборот, приобретает выразительные контуры – через постоянную поддержку со стороны местного местного населения.. Военные начинают чувствовать себя “народной армией”, о чём я писал в предыдущем репортаже.
Украинские военные закапывают танк
“Ты мне брат, но, прости, это моя земля”
Мой собеседник сам принимает очень активное участие в помощи военным. Он добился от Киева, чтобы там организовали сбор средств и необходимых вещей для солдат, лично постоянно навещает воинские части на Херсонщине. Правда, говорит, что когда приехал в первый раз, у него спросили, кто он, греко-католик или священник Киевского патриархата, а когда военный услышал, что он Московского патриархата, рефлекторно поднял автомат. Впрочем, о. Сергий довольно быстро стал там желанным гостем.
«Приезжая, я не начинаю с солдатами сразу же богословские проповеди. Кто сам захочет про Бога поговорить – подойдёт и поговорит. У них есть насущные вопросы, на которые некому им дать ответ – кому-то бородавку надо вывести, у другого грибок на ноге. Честно говоря, я не знаю пока, как выводить бородавки, буду учить матчасть (смеётся).
В нарды как-то играли, привезли кеды, погоняли с ними в футбол. Сегодня трапезничали с ними, разговаривали в курилке, я им анекдоты церковные рассказывал. Например, про атеиста, который попал в рай и просит ап.Петра, чтобы тот провёл его к Богу. А Бог говорит Петру: скажи ему, что Меня нет.
Потом парни со Львовщины, которые тут служат, звонят домой: “Послушайте, нас обманывают, на Херсонщине нормальные люди, даже священники Московского патриархата классные есть”.
Понимаете, само наше присутствие, без навязчивой церковной агитации, положительно влияет, снимает напряжение. Ребята тогда стыдятся, например, матом ругаться, конфликтовать между собой”.
Я спрашиваю у о.Сергия про психологическое состояние военных, как они воспринимают эту, безусловно травматическую, ситуацию. Что ни говори, пропаганда пропагандой, но народы-то близкие. Были, по крайней мере.
“Общее настроение такое: ты мне, конечно, брат, но, извини, это моя земля. Я не люблю пафосное выражение “высокий боевой дух”. Но когда я увидел у ребят флаг с надписью “Звягель стоит за жизнь свободной Украины на смерть”, я понял, что вот он, тот самый высокий боевой дух. При этом нет ненависти. Мне это очень нравится в украинцах – боевой дух без ненависти”.
Львов начинается с Херсона
Отец Сергий ещё раз хотел подчеркнуть, насколько опасны теперь любые «заборы» между украинцами, в том числе – конфессиональные.
С ним случилось то же, что и со мной, он находился в воинской части, когда прозвучала команда “к бою!”, но там был налёт российских вертолётов, ситуация на самом деле опасная, не учебная тревога. Священник рассказывает про дурацкие мысли, которые лезли ему в голову – про машину, что её испортят, а как он будет пешком добираться и т.д.
«Потом до меня дошло, что это, возможно, уже война. Раненые, убитые. И что, я греко-католику, мальчишке, который будет там умирать, откажу в последнем Причастии? Буду ходить по полю боя и кричать: ”Эй, тут православные Московскго патриархата есть? Нет? Ну, так я пошёл..” Какое тут может быть конфессиональное разделение, смешно!” – говорит о.Сергий.
«Что касается разговора про то, что вроде всё это не наше дело, наше дело – молиться, молиться и молиться, как завещал великий Лен… Простите, оговорился. Хорошо, Александр Пересвет у нас кто? Александр Пересвет, я напомню, это монах, который бился с Челубеем на Куликовом поле, у нас святой. А вот Украину любить, видишь ли, грех. Вот как получается.”
Украинские окопы
Отец Сергий рассказал про немного комичный случай, когда он, сильно накрученный после посещения военных, увидел на дороге крутую чёрную машину с российскими номерами, тонированными стёклами, “всю в антеннах, как ёжик”. Которая как-то странно себя вела. И решил?что это шпионы.Начал на большой скорости преследовать её, пробовать прижать к обочине. Позвонил на блокпост, чтобы остановили для проверки. В конце концов выяснилось, что там ехала мирная семья.
«Немного неловкий момент, но они должны понимать, что теперь любые россияне будут тут под подозрением. Потому что они граждане страны-оккупанта. И пусть все знают, что Львов начинается с Херсона», – усмехается о.Сергий, мурманчанин, сын радиста атомного ледокола, бывший, как он себя называет, "белогвардеец с имперскими замашками"
Дмитрий Галко, "Эхо Москвы". Фото автора