Забирать свои слова обратно не очень приятно, но что тут поделаешь. На прошлой неделе в статье «Тушить, пока не полыхнуло», получившей широкую огласку и опубликованной на ряде известных сайтов, автор этих строк, описывая врадиевские события, к своему глубокому сожалению, не разобрался в их сути и предложил читателю, как оказалось, упрощенную и, в целом, неверную версию.
Не стану громко оправдываться, как говорится, и на старуху бывает проруха, скажу лишь, что был введен в заблуждение недостатком первичной информации, согласно которой дело представлялось как единичный акт милицейского произвола, приведший к массовым беспорядкам райцентровского уровня. По прошествии недели, больше узнав про врадиевское житье – бытье, вынужден устыдиться за красивые слова про отважных врадиевчан, решительно вступившихся за пострадавшую землячку. Мой фимиам оказался явно излишен, и вот по каким обстоятельствам.
Сегодня во всем своем безобразии вырисовалась общая картина: правоохранители райцентра (прокуратура, милиция, судьи) – являются ничем иным, как самостоятельной замкнутой структурой, обеспечивающей подобие «порядка» на территории района и творящей системный произвол по отношению к населению.
Так, в телепередаче «Говорит Украина» - Врадиевка» была озвучена информация, позволяющая расценивать деятельность райотдела, в основном, по двум направлениям: во-первых, в качестве небольшого предприятия по выбиванию у несчастных, попавшихся под руку садистам в погонах, так называемых «признательных» показаний, необходимых для повышения раскрываемости преступлений. А во-вторых, что тоже характерно: как организованную преступную группировку, совершавшую в собственных интересах, но за государственные средства и с помощью табельного оружия, особо тяжкие преступления.
Далее прошу читателя быть внимательнее: речь пойдет о вещах, нереальных в любом здоровом обществе. Во Врадиевке представительниц слабого пола насилуют и убивают не впервые. Это звучало и на различных ток-шоу, и в последнем выступлении министра МВД перед депутатами. Так в 2011 году была изнасилована, избита (очень похожим на последнее нашумевшее преступление способом) и садистски убита 15-летняя Алина Поркул. За пару лет до нее – другая женщина. Конечно, можно сказать, что в семье не без урода - какой населенный пункт от такой беды застрахован?
Но известно ли читателю, что в ходе следствия по делу бедной Алины – 11 человек признались в убийстве малолетней? Поистине ужасающая массовость!
- Что же это за нравственные уроды проживают в этом райцентре! - скажете вы. И будете не правы, потому что нравственные уроды не они, а те, кто их пытал, да причем так, что и гитлеровцы могут позавидовать: трое из этих одиннадцати покончили с собой (вопрос – сами ли?), а еще двух – забили до смерти в милиции. Вот кто обитал в здании, подвергнутом штурму!
Другая жертва милицейского произвола, Григорий Могилев, рассказал свою, не менее страшную историю. Мужчина средних лет, труженик, явно полезный член общества, семь лет назад приехал к маме, учительнице, и обнаружил ее бездыханное тело. Немедленно сообщил в милицию. Его бывший одноклассник, тоже сын учительницы, трудившейся вместе с погибшей, пытал Григория током в присутствии большой группы работников милиции, пытаясь выбить нужные показания… В итоге – нелюди в погонах не только вдоволь над ним покуражились, но избивали и насиловали его жену, сошедшую с ума впоследствии. Его младший брат был физически замучен, супруга брата, не выдержавшая пыток и вынужденная «сознаться», сегодня отбывает наказание за несовершенное преступление.
Теперь читатель понял, что это такое – Врадиевка, где после каждого резонансного преступления было принято бросать в КПЗ кучу подозреваемых и задействовать хорошо отлаженный механизм пыток? Тем более, в этом злосчастном райотделе свила себе гнездо кучка милицейских мажоров. Племянник районного прокурора Полищук, капитан Дрижак, неизвестно за какие заслуги ставший крестником генерал-майора, начальника областного УВД. Не в этом ли кроется секрет их безнаказанности?
Между прочим, и сейчас, когда вроде бы освобождены от занимаемых должностей насильники и их «крышеватели», дело по их обвинению благополучно разваливается. Применяются старые, но довольно успешные методы. «Газета.ua» приводит слова адвоката Ирины Крашковой: «В подобных делах очень важными являются первые часы после преступления, когда изымают доказательства. А Ирина Крашкова и ее родственники юридически осведомлены плохо и уже упустили главное, так как пострадавшую сразу повезли в больницу, помыли и положили на операцию. А надо было сохранить доказательство — взять биологические мазки. Коллеги Дрижака и Полищука изъяли главные доказательства — то самое белье. Где гарантия, что они не подменили его на чистое? Полищук и Дрижак с первого дня были в больнице, могли контролировать процесс».
То есть, вовсе не факт, что обвинение на суде не рассыплется. Если давление общественности не будет ослабевать, возможен «классический» украинский вариант, когда окажется, что не обвиняемые избивали и насиловали Ирину, а наоборот: она напала на милиционеров, принуждая их к близости, и бедняги, ошеломленные таким натиском, вынуждены были дать отпор, в ходе которого агрессивная женщина несколько пострадала.
***
Когда мятежные врадиевчане стали громить «режимный объект» - здание милиции, они уже знали, что там пытаются спустить дело на тормозах. Об этом свидетельствовало поведение жены главы райгосадминистрации, начмеда больницы, пытавшейся нажать на подчиненных с целью квалифицировать ущерб, полученный жертвой насильников, как легкие телесные повреждения, игнорируя сам факт изнасилования. Так что причина массового протеста – вовсе не забота о пострадавшей, приходящей в себя в больнице и, скажем честно, еще легко отделавшейся. К сожалению, менталитет рядового украинца – не столько защита кого-то другого, сколько действия, направленные на собственное самосохранение.
Жители райцентра поняли, что вот-вот начнется новая волна арестов, пыток и избиений (чтобы увести от ответственности подонков в форме), и теперь уже им или их детям придется «признаваться» в том, что они не делали. Поэтому решили опередить развитие событий и, стремясь не дать уже изнасиловать себя, первыми напали на райотдел, оккупированный ОПГ в законе, и на этот раз, кажется, в связи с резонансом, вызванным массовыми волнениями, достигли поставленной цели.
Таким образом, главный урок из событий во Врадиевке, который должно бы вынести для себя руководство страны, заключается не в факте насилия оборотней в погонах над молодой женщиной, а в том, что целый райцентр НЕ ДАЛ СЕБЯ ИЗНАСИЛОВАТЬ! Ведь если пойдет так дальше, то и вся Украина скажет «нет» милицейскому беспределу.
***
Свою прошлую статью я завершал тривиальным вопросом: насколько спокойно чувствуют себя руководители высшего уровня, сознавая возможность новых массовых волнений и наблюдая за тем, что происходит в Турции и Египте?
Какое нам дело до того, кто и как себя чувствует на фоне растущих протестных настроений! Полыхнуть может в любой момент, и, желая этого избежать, следует раз и навсегда понять, что наша система правопорядка никакому реформированию уже не подлежит, так как слишком прочно сплелись ее прогнившие цепкие корешки, не дающие нормально функционировать чахнущему организму.
Пора признать, что эта система порочна по определению, как загаженный сток, отфильтровывающий все здоровое, вбирая взамен - погрязшее в коррупции и занятое исключительно самообеспечением. Кто додумался давать нашим судьям статус «пожизненных», а нерадивых прокуроров - осыпать множеством льгот?!
Что касается «рабоче-крестьянской» милиции, то выход видится только в грузинском варианте. Попросить у ведомства прощения за то, что не можем его перевоспитать, и предложить подобру-поздорову сдать оружие и удостоверения. Ничем себя не запятнавших (не представляю себе, чтобы не нашлись такие!), можно оставить по контракту. Предвижу голоса критиков, что милицейская «братва» уйдет в криминальные структуры. Пусть.
Лучше бороться с явными преступниками, чем с замаскированными.
Виталий Бронштейн, ХАБАД