Сегодня жители райцентра Врадиевка Николаевской области, доселе прозябавшие на периферии политической жизни, оказались в центре украинских событий. Как говорится, сюда летят самолеты и мчатся на дорогих авто народные депутаты, надеясь повысить рейтинги своих партий, а попутно - заронить искру, из которой возгорится всенародное пламя. Жизнь бьет ключом. В центре поселка, как грибы после дождя, растут палатки, которые обживают знакомые нам по телекартинкам минувших лет любители заварушек и волнений, охотно посещающие места, где пахнет керосином. Везде журналисты и телевизионщики. Подтянулись торговцы съестными припасами и охлаждающими напитками. Повсюду царит оживление и заводятся новые знакомства. Дискотека заброшена, местная молодежь, надев лучшие наряды, спешит на встречи с представителями заманчивого, широко распахнувшегося перед ними мира. Врадиевчане гордятся хлесткой пощечиной, которую получила от них районная милицейская мафия.
А начиналось все обыденно и просто. Когда люди ищут себе приключений на одно место, они их, как правило, находят. Это только в кино показывают, как денно и нощно борются с преступным миром сотрудники милиции. Доходит до того, что семьи этих бедолаг распадаются от непомерной занятости супругов, не находящих и минутки свободного времени для своих близких. Жаль, от всей души жаль этих подвижников, теряющих самое дорогое во имя того, чтобы всем нам спокойно жилось …
На деле же далеко не все в жизни наших доблестных правоохранителей укладывается в рамки подобных представлений. Они тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо, а раз так, то недостаток рутинных дневных впечатлений (?!) стремятся, другой раз, восполнить бурными ночными, преодолевая сенсорное голодание любыми доступными для них способами. Заметим, что способы эти многочисленны, учитывая имеющееся в их руках оружие.
Не думаю, что «подвиги» врадиевских блюстителей порядка, изнасиловавших и избивших даму, возвращавшуюся домой с дискотеки, типичны для всей украинской милиции. Скорее всего, это не так, есть и среди них нормальные люди, но получивший огромный общественный резонанс инцидент, согласитесь, впечатляет.
Но тот, кто сочтет причиною поднявшейся бури безвинно пострадавшую девушку, ошибется дважды. Потому что чужими бедами нас не удивишь, да и произошло с ней не самое худшее: сегодня сексуально озабоченные нелюди не только избивают и обесчещивают попавшихся им в руки в недобрый час женщин, но и лишают их самого дорогого - жизни. Да и особых иллюзий по поводу нравственности наших защитников в погонах тоже, пожалуй, никто уже не питает.
Удивление вызывает другое. Не ошибусь, если предположу, что разгромленный райотдел милиции – это что-то новенькое во взаимоотношениях простой публики с местными блюстителями законности. Разбитые окна, обожженные двери, пущенные в ход бутылки с коктейлем Молотова, захваченное толпой здание - такого у нас отродясь не было (если не считать трагические события в Западной Украине послевоенного времени). Так что же на самом деле снесло крышку кипящего котла? Ведь совсем недавно, об этом писал я в статье «Черные метки» судейской отрасли – продолжаются?», общественность безоговорочно поддержала милиционеров, без особых церемоний приводивших в чувство харьковского судью-дебошира. А здесь, наоборот – всю страну потрясли громкие призывы врадиевчан немедленно взять под стражу мерзавцев.
Уровень зрелости современного общества расценивается по наличию нравственных идеалов, во имя которых его рядовые члены готовы отрешиться от инертности, свойственной равнодушным обывателям. То есть перейти из наблюдателей в участники. У нас этот уровень достаточно высок, что показали события 2004 года. Но есть одна особенность, которая многое осложняет: в цивилизованных странах выступления ЗА - превалируют над протестными акциями. У нас же люди, если и способны подняться, то исключительно ПРОТИВ.
Оскорбленные уроком, полученным от несостоятельности Ющенко и его мало авторитетной команды, украинцы стали сторониться политики. Полыхнуть может в любое время, но не в защиту кого-то из политиканов, а против реальной несправедливости, затронувшей простых людей, на месте которых может оказаться каждый. Отсюда правящая элита, хотя бы из чувства самосохранения, должна сделать верный вывод: категорически исключить мажорство родичей должностных лиц, вызывающее особенно сильное возмущение населения. Вплоть до наказания мажоров более строго, чем рядовых граждан.
Ведь в той же Врадиевке жители поднялись, узнав, что у милицейских оборотней видные родственники, и они могут остаться безнаказанными.
Стоит обратить внимание на динамику развития событий: когда избитая девушка попадает в больницу и начинается первичное дознание, наверх выходит искаженная информация о якобы имевшей место бытовой драке, в ходе которой у нее отобрали телефон. И только. То есть с самого начала стали создаваться предпосылки для увода виновных от ответственности. И лишь когда поднялось население (а мы имеем дело с райцентром, где все друг друга знают и имеют достаточно полное представление о том, что делается в их отделении милиции), происшедшее во Врадиевке становится известно в Киеве.
Если в начале органы дознания защищают собственных оборотней, то когда скандал набирает обороты, включая силовой захват райотдела, и сокрытие чрезвычайного происшествия не представляется возможным, реакция республиканского руководства не заставляет себя ждать: летят генеральские и полковничьи «головы». Задерживается второй сотрудник милиции, ссылавшийся на якобы имеющееся у него алиби, делается все, чтобы успокоить местное население и положить конец разрастанию конфликта.
Наконец, пояснения по поводу случившегося дает в Парламенте сам министр МВД. На мой взгляд, прозвучавшие там утверждения о преждевременности оценок врадиевского бунта достаточно весомы, так как следствие еще продолжается. Но вот реальные действия милицейского руководства, в частности, освобождение от занимаемых должностей видных николаевских правоохранителей, свидетельствуют о том, что преступление негодяев в форме первичное дознание подтверждает.
Между тем, в выступлениях нашего министра всегда много нового и интересного. Жаль только, что новое не сильно интересно, а интересное – далеко не ново…
Так, г-н Захарченко поделился с депутатами трудностями своего ведомства и призвал их оказать милиции посильную помощь. Оказывается, оперативный состав милиции за последнее десятилетие сменился четыре (!) раза, что сопоставимо, разве что, с еще быстрее меняющимися министрами. Возможно, это и не плохо, но, судя по последним массовым беспорядкам, не шибко и хорошо.
Как и следовало ожидать, особое возмущение генерала внутренней службы вызвал захват и разгром здания райотдела. Министр подчеркнул, что подобное поведение граждан в корне не допустимо, так как райотдел милиции является режимным учреждением, в нем содержатся арестованные и хранится оружие личного состава. Такая забота о факторе режимности показалась автору этих строк не очень уместной, так как могла вызвать у несознательных граждан невольные мысли о том, что другие здания (без арестованных и оружия) громить и поджигать в нашей стране – вполне в порядке вещей и особо строго не возбраняется…
Причины массовых беспорядков на николаевщине еще выясняются, но уже появились первые ласточки, оправдывающие бездеятельность местного руководства: якобы сельчан подбивали на бунт корреспонденты телеканалов и газет, призывавшие их вступиться за пострадавшую землячку и штурмовать райотдел. Не знаю, кто в эту чушь поверит, но лично меня такое «открытие» устраивает: впервые у нас не евреи во всем виноваты…
И, в завершение, вопрос «за кадром»: насколько спокойно чувствуют себя руководители высшего уровня, сознавая возможность новых массовых волнений и наблюдая за тем, что происходит в Турции и Египте? Или надеются, что силу народную легко усмирить специальными формированиями, численность которых сегодня значительно превышает армейский контингент?
Это не так просто. Вряд ли делу поможет, допустим, устный приказ стрелять по толпе. Никто и пальцем не шевельнет, так как общеизвестно, что ответственность за все у нас несут исполнители, а не высшее начальство. Письменного приказа, тем более, никто не отдаст. Вряд ли среди отечественного генералитета (в высоченныaх фуражках, с жирными ряшками и красными носами) найдутся подвижники во имя спокойствия хозяев Межигорья совать голову в петлю собственноручно. Такие дела…
Виталий Бронштейн, ХАБАД