С наступлением осени все более актуальным для значительной части населения становится вопрос заготовки дров. В нынешних изменчивых реалиях и при постоянном подорожании энергоносителей обогрев частного дома – дорогое удовольствие.
«Хочу запастись дровами и посматриваю на трухлявые оливковые деревья в посадке, - рассказал «Гривне» один из сельчан. – Но пилить боюсь. Слышал, сейчас меры наказания ужесточились, и за незаконную вырубку деревьев сажают на четыре года. Ну, а как мне обогреваться, если я выживаю на зарплату сторожа в 2 тысячи гривен?».
Случалось, в былые годы за несанкционированное уничтожение деревьев, можно сказать, миловали. К примеру, в 2013 году в Олешковском районе пенсионер спилил 41 акацию, чем нанес 30 тысяч гривен ущерба сельраде.
В итоге, учтя преклонный возраст подсудимого, ему дали срок 2 года тюрьмы, но заменили наказание испытательным сроком. Точно такой же вердикт вынесли безработному в 2014-м, когда в Великоалександровском суде рассматривали дело о спиле 28 лесхозных акаций и вязов. Оба мужчины каялись: мол, деревья губили не для обогащения, семеро по лавкам, а греться нечем.
Однако недавно в Уголовном кодексе действительно появились суровые санкции за незаконную рубку деревьев в лесах или других насаждениях, а также перевозку, хранение, сбыт незаконно вырубленных деревьев или кустарников.
Если эти противоправные действия причинили существенный вред, положен штраф от 17 тысяч гривен до 25,5 тысяч гривен, арест на срок до полугода, либо ограничение (лишение) свободы на срок до трех лет. Это же нарушение, совершенное повторно либо же по сговору группы лиц, повлечет наказание в виде ограничения или лишения свободы до трех лет.
Недавно в лесопосадке за поселком Антоновка (Днепровский район Херсона) один из наших журналистов наблюдал оливковые деревца, явно нуждающиеся в уходе, который лесхоз не производит. Возникает вопрос, а если ли у жителей, нуждающихся в дровах, возможность законно распилить и собрать сухостой в лесопосадке?
«Такой возможности у населения нет, - сообщила «Гривне» и.о. директора ГП «Херсонское лесоохотничье хозяйство» Мария Гомечко. - Санитарную вырубку вправе делать лесхоз, однако в связи с отсутствием финансирования у нас отсутствуют плано-картографические материалы лесоустройства. Они являются основанием для вырубки деревьев и других мероприятий».
Как известно, раньше лесничества сами профессионально осуществляли рубки ухода, после чего могли реализовать населению заготовленные хворост и дрова.
«Когда у нас была возможность, мы так и делали. А сейчас ни сами пилить не можем, ни людям разрешения выписывать», - резюмировала Мария Гомечко.
Она напомнила, что в 2016 году и в первой половине 2017-го сотрудники лесных хозяйств нищенствовали. А на сегодня благодаря безвозвратной финансовой помощи от ресурсных областей люди работают за минималку, в то время как государство на лесхозы Юга и Востока Украины не выплачивает ни копейки.
Заготовка дров могла бы быть лесникам частичным подспорьем, но и она стала невозможной. Так что ни себе, ни людям.
Оксана ЗИНЧЕНКО, Гривна
фото Дмитрия КУЛАКОВА