Такой мечтой остается новая семья для подавляющего большинства сирот на Херсонщине. Здесь на учете состоят свыше 900 лишенных семейной ласки и внимания мальчиков и девочек, а заявок на усыновление чуть ли не в пятнадцать раз меньше. Кроме того, местные жители отдают предпочтение усыновлению здоровых детей дошкольного возраста, а таких — только десятая часть! Поэтому воспитанники школ-интернатов, тем более с хроническими болезнями и врожденными пороками физического развития, встречи с новыми родителями могут ждать очень долго (и не факт, что она вообще состоится).
При этом педагоги считают, что приоритетным должно стать именно усыновление.
— Только полноценная семья может дать сироте настоящую любовь и воспитание, со всеми правами и обязанностями. И государство должно прилагать максимум усилий для поощрения именно усыновления. Приемная семья, где вместо мамы с папой — люди, которые называются «родители-воспитатели» — это лишь эрзац настоящей семьи. Хотя и приемных родителей, и опекунов на Херсонщине явно не хватает, так что и потребность в государственных приютах сохраняется, — комментирует директор областной школы-интерната имени Тараса Шевченко Николай Рудя. — Например, в нашем интернате количество воспитанников за десять лет уменьшилось, но не сказал бы, что очень заметно: было свыше двухсот, а сейчас их 172.
Херсонские чиновники из служб по делам детей соглашаются, что усыновление у нас откровенно «буксует». Но предложить могут очень мало — разве что усиление пропаганды.
«На протяжении последнего года был организован ряд теле- и радиопередач, репортажей, марафонов, посвященных усыновлению и развитию семейных форм воспитания. В библиотечных учреждениях проводились тематические книжные выставки ко Дню усыновления», — сообщает пресс-служба облгосадминистрации.
Конечно, одни только книжные выставки вместе с телепередачами не способны убедить среднестатистическую бездетную супружескую пару отдать предпочтение не малышу, к которому скорее можно притереться и завоевать его любовь, а обездоленному подростку, у которого уже сформировалось четкое мировоззрение и комплекс своих потребностей и который относится ко взрослым отстранено или даже с подозрением (поскольку не привык ждать от них ничего хорошего).
Нужны значительно более существенные стимулы: например, диверсификация размеров государственной помощи в зависимости от нужд маленького человека. Ведь не секрет, что на социальную реабилитацию в новой семье здорового малыша необходимо значительно меньше усилий и средств, чем на адаптацию хоть и не инвалида, но хронически больного, еще и педагогически запущенного тинейджера. Поскольку чаще всего его родные мама с папой годами не обращали на него внимания, только били и пьянствовали на глазах у ребенка, и были за это лишены родительских прав. Тут и репетитора надо нанимать, и санатории оплачивать, не говоря уж о том, что такой ребенок нуждается в постоянном усиленном внимании, а следовательно — и времени. Для него придется пожертвовать привычкой засиживаться на работе ради карьерных устремлений или дополнительных заработков, «взрослыми» хобби, часто даже общением с друзьями.
Для жителей Херсонщины, где средние заработки немного превышают две тысячи гривен в месяц, это особенно актуально. Эксперты считают, что ситуация с усыновлением может измениться к лучшему, если государство пересмотрит сам подход к установлению материальной помощи ребенку, который оказался в сложных жизненных обстоятельствах. Специалисты по усыновлению на местах должны получить право устанавливать суммы в пределах от нижней до верхней планки, исходя из многих факторов: из жилищных условий и заработков будущих родителей, из возраста и уровня социализации сироты, из состояния его физического и психического здоровья. Но для этого необходимо пересмотреть многие законодательные нормы и ведомственные акты, с модернизацией которых в последние годы власти не спешили.
"Голос Украины"