Скандал в херсонском лицее: мастера производственного обучения уволили за «аморалку»
Для того чтобы сделать карьеру, у нас мало быть ударником труда и просто хорошим человеком — нужно еще владеть тонким искусством нравиться начальству. Если ты таким искусством не владеешь, то по мановению пальчика своего босса из ударника запросто можешь превратиться в затравленного преступника и годами мыкаться потом по судам, отстаивая свою правоту. Заниматься этим неблагодарным делом сегодня приходится и 52-летнему херсонцу Александру Правдюку.
Вчера благодарили, сегодня — увольняют
Большую часть своей жизни Александр Владимирович проработал на Херсонском комбайностроительном заводе: начинал с мастера, закончил заместителем главного инженера. Трудился добросовестно, начальство его ценило. Но в 2008 году бывший индустриальный гигант вошел в кризисное пике. Производство сельхозтехники было остановлено, на заводе начались массовые сокращения, под волну которых угодил и заместитель главного инженера. А так как без дела сидеть Александра Правдюк не привык и непременных руководящих должностей не искал, его с удовольствием взяли мастером производственного обучения в профессиональный судостроительный лицей. Под опекой у него оказалась группа из почти трех десятков 16—17-летних пацанов, пятеро из которых были сиротами. В учебном заведении новый мастер сперва вроде бы тоже пришелся ко двору: тогдашний директор Валерий Русин 2 октября 2010 года даже вручил Александру Владимировичу благодарность «за весомый вклад в дело подготовки и воспитания высококвалифицированных рабочих кадров» (цитата). А уже 28 октября 2011 года осыпанного благодарностями мастера увольняют… с позорящей формулировкой «за совершение аморального поступка»! Вдобавок Комсомольский райотдел милиции с подачи администрации лицея возбуждает против Александра Правдюка уголовное дело!
Но что же такое случилось за год, чтобы за это время герой нашей публикации из ценного работника превратился в некую «антиобщественную личность» и «без пяти минут преступника»? А случилось многое: ради экономии бюджетных средств тогдашнее руководство областного управления образования и науки решило объединить старейшее в Херсоне ПТУ-1 и профессиональный судостроительный лицей. С директором лицея Валерием Русиным контракт не продлили, назначив на его должность Юрия Новосада.
С расстановкой руководящих кадров в ХПСЛ, по мнению чиновников, все сложилось отлично. Хуже было с основной деятельностью. Ведь самым наглядным результатом затеянной упомянутыми чиновниками реформы оказался, пожалуй, благополучно проваленный план набора в лицей учащихся по государственному заказу. В 2011 году, согласно данным того же облуправления образования, при плане в 396 учащихся смогли принять только 349 ребят. А так как учебная нагрузка на коллектив уменьшалась, появились «кандидаты на вылет»: с начала нового учебного года желание «добровольно» уйти на скудную пенсию изъявили сразу заместитель директора лицея, старший мастер и мастер производственного обучения. Еще один мастер уволился в связи со сменой места жительства.
«По-хорошему» не захотел
Как говорит Александр Правдюк, ему тоже предлагали «увольняться по-хорошему», однако он решил проявить принципиальность и отказался. Расплата наступила очень быстро: уже в октябре «слишком умного» мастера обвинили в нарушении педагогической этики за сбор денег с учеников, а в ноябре уволили по статье 41 КЗоТа (та самая «аморалка»). И кстати, Александр Владимирович вовсе не отрицает, что брал у детей деньги, поскольку на то было «указание свыше» — пожертвования понадобились на латание крыши учебного корпуса, прежде принадлежавшего АО «Херсонские комбайны». Тогдашний заместитель начальника областного управления образования Виктор Меренков своим письмом от 16 января 2012 года № П-232-20/д-д2 подтвердил, что «сбор средств на ремонт кровли учебного корпуса ХПСЛ, расположенного по адресу г. Херсон, ул. Тираспольская, 1, был осуществлен законно», так как «на период рассмотрения в судах дел о праве собственности на недвижимое имущество ХПСЛ не имел права расходовать бюджетные деньги на содержание имущества, являющегося предметом судебных споров» (конец цитаты). Но деньги-то с детей собирали многие, а отдуваться пришлось именно Александру Правдюку.
Любопытно, что Александр Владимирович тогда был членом лицейского профсоюзного комитета, и профком на своем заседании 15 ноября 2011 года единогласно рекомендовал уволить мастера «по согласованию сторон» (ст. 36 КЗоТа). Однако руководство профессионального лицея поступило иначе, издав приказ об увольнении строптивого подчиненного за «аморалку» — по ст. 41. И Александру Правдюку не оставалось ничего другого, кроме как оспорить законность увольнения в суде. На слушаниях представители лицея обвиняли истца чуть ли не во всех смертных грехах: припомнили появление на территории лицея во время «больничного», и даже «злодейскую» попытку «нарушения общественного порядка» в супермаркете, где мастер всего-навсего настаивал на обмене банки с консервированными помидорами, показавшимися ему некачественными.
Тем не менее, 25 апреля уже нынешнего года суд Комсомольского района Херсона восстановил Александра Правдюка в должности и обязал лицей выплатить ему 4465,82 грн. компенсации за вынужденный прогул. Да только администрация лицея оспорила решение в Апелляционном суде Херсонщины, и тот вердикт суда первой инстанции отменил, отказав ему и в восстановлении на работе, и в выплате компенсации. Так что теперь Александру Владимировичу пришлось подавать кассационную жалобу уже в Высший специализированный суд Украины. И когда там созреет окончательное решение — в этом году или в следующем, никто прогнозировать не берется.
После мытарств по судам и милиции Александр Правдюк, наверное, жалеет, что полтора года назад не плюнул на свою гордость и не уволился из лицея сам, как ему и «советовали». Ведь за эти полтора года бывшего мастера производственного обучения, что называется, с ног до головы облили грязью и создали ему совершенно убийственную репутацию, с которой не то что в ПТУ — в исправительную колонию не возьмут. А удивляться, собственно, нечему: мы все прекрасно понимаем, почему в народе так популярна ехидная пословица: я начальник — ты дурак.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Новый День"