Из южных регионов Украины снова поступают сообщения о возобновлении контрабанды топлива. Трейдеры указывают на появление большого числа недорогих предложений за наличные и возросший трафик барж в акваториях периферийных портов. Ситуация в точности повторяет события прошлого года, а сегодня имеет и благодатную почву в виде попыток ухода от налогообложения в связи с введением электронных акцизных накладных.
Из южных регионов Украины снова поступают сообщения о возобновлении контрабанды топлива. Трейдеры указывают на появление большого числа недорогих предложений за наличные и возросший трафик барж в акваториях периферийных портов. Ситуация в точности повторяет события прошлого года, а сегодня имеет и благодатную почву в виде попыток ухода от налогообложения в связи с введением электронных акцизных накладных. Не исключено, что новый виток безналоговых поставок связан с ожидаемыми переменами в руководстве фискальной службы.
С февраля текущего года количество сообщений о контрабанде топлива через широко известные в узких кругах порты Херсонской, Николаевской и Одесской областей достигло прошлогодних масштабов. Активизация нелегалов в разгар сезонного спроса также происходила старым дедовским способом — под покровом ночи с небольших барж погрузка шла прямо в бензовозы. В свою очередь, баржи возят продукт с так называемого накопителя — танкера, который отстаивается в нейтральных водах и не проходит процедуру таможенного оформления.
Особенностью прошлого года было то, что в некоторых случаях в порт даже заходил и сам танкер с выключенной навигационной системой. Более изысканной схемой было частичное растаможивание, получение необходимых документов, под которыми впоследствии вывозился намного больший объем топлива. По разным оценкам, объем контрабандного продукта на юге страны весной 2015 г. достигал 20–30 тыс. т в месяц. Наличие контрабанды тогда признавала и ГФС.
Закрыть "южную" контрабанду удалось после трех событий. Во-первых, в начале мая 2015 г. сменилось руководство ГФС. Во-вторых, депутатам из "Народного фронта" во главе с Сергеем Пашинским удалось добиться увольнения начальника СБУ по борьбе с коррупцией Юрия Артюхова, которого нардепы обвинили в "крышевании" контрабанды через порты. В-третьих, курируемая тем же "Народным фронтом" "Самооборона Майдана" при поддержке МВД Арсена Авакова установила сеть блокпостов на выезде из портов, откуда шел основной поток бензовозов с контрабандной продукцией. Какой из факторов был решающим, сложно сказать, но в результате безналоговые поставки остановились.
"Звезды" и кеш
Также сложно однозначно сказать, что снова открыло контрабандные шлюзы этой весной. Основной версией являются вероятные изменения в руководстве фискальной службы, которых ожидают еще с февраля в связи с правительственным кризисом.
Основной сигнал тревоги — появление на рынке предложений топлива по неадекватно низким ценам. Например, в марте-апреле в южных областях зафиксированы цены на автомобильные партии дизельного топлива на уровне 12,20 грн/л, что является минимумом в национальном масштабе. При этом в обычных условиях "южные" цены всегда максимальные по стране, что обусловлено затратной логистикой и высокими котировками в Средиземноморье, на которые ориентируются легальные поставщики. Так, исходя из таможенных цен на дизтопливо в марте-апреле и неизбежных расходов на перевалку, хранение и отгрузку ресурса, стоимость дизтоплива с минимальной наценкой трейдера должна составлять не менее 13,5 грн/л, тогда как по факту юг наводнен предложениями по 12,20–12,50 грн/л. При этом средняя по стране цена равнялась 14,10–14,15 грн/л.
Еще одна отличительная черта этой весны — появление новых "звезд". Если в прошлом году все узнали о существовании портов и перевалки нефтепродуктов в Скадовске и Очакове, то в этом году новое открытие — Голая Пристань (Херсонская область). Именно отсюда начали предлагать дизтопливо по минимальным в стране ценам.
Еще один адрес деловой "удачи" — Новая Каховка, что в той же Херсонской области. Отсюда 22 апреля поступили предложения бензина А-95 (якобы греческого происхождения) по 0,65 долл./л.
Предложение в валютном эквиваленте, а также продажа оптовых партий за наличные — абсолютно новые и несвойственные рынку реалии, указывающие на сомнительное происхождение топлива.
Прочно остается в эфире "рыночного" радио нашумевший в прошлом году порт Очаков. Например, один из активистов "Самообороны Майдана" сообщает, что в период с 12 по 26 февраля из порта Очакова выехали почти 60 бензовозов (около 2 тыс. т). По данным активистов, новая волна отгрузок пришлась на 15–18 марта, когда порт покинули 46 загруженных бензовозов (около 1,5 тыс. т). В то же время, согласно имеющимся таможенным данным, в порт Очаков в январе—марте поступило две партии дизтоплива по 780 т каждая, оформленные недавно созданными компаниями "Юг-Энерджи" и "Оранж Ойл".
Генеральный директор порта Очаков Виктор Сапега полностью отбросил обвинения в причастности к контрабанде. "Поставки нефтепродуктов через порт Очаков проходят в полном соответствии с законодательством и под наблюдением ГФС, таможенной и пограничной служб", — подчеркнул он.
В.Сапега также назвал абсурдными сообщения о том, что поставка нефтепродуктов ведется в ночное время. "Баржа физически не может зайти в порт в темное время суток, так как канал не освещается. В то же время сам порт работает круглосуточно", — пояснил руководитель.
Самым же показательным является то, что в первом квартале 2016 г. на "южном фронте" крайне пассивными были крупные операторы, которые способны предложить минимальные цены, но в результате показывают лишь минимальные объемы. При этом партии менее 1200 т ими вообще не практикуются. Причина одна — легальные морские поставки невыгодны по сравнению с другими (например железнодорожными).
Возникает вопрос: как достигается ценовое преимущество и экономика поставок на небольших объемах у невзрачных операторов без роду-племени?
Из серого в черное
Введение с 1 марта в тестовом, а с 1 апреля в постоянном режиме электронных акцизных накладных, призванных затруднить, а в идеале сделать невозможной торговлю контрабандой и фальсификатом, дало первые результаты. Хотя и не совсем те, какие хотелось бы. Можно констатировать активное превращение "серого" сегмента рынка в "черный". Проще говоря, если раньше фальсификат торговался зачастую открыто и проходил по бухгалтерским документам, появляясь из ниоткуда, то сейчас силу набирает торговля на наличные. Массовым явлением стала торговля документами прихода.
Неожиданный бонус получили крупные потребители топлива — аграрии, АТП и т.д., которые по документам закупают повышенные объемы топлива, в реальности получая от поставщика меньшие объемы топлива и приятные скидки за документы на сверхлимитные объемы. Впоследствии оптовики или владельцы АЗС реализуют высвободившиеся объемы за наличные по очень приятным ценам. На АЗС это осуществляется путем отпуска нефтепродуктов без выдачи фискальных чеков либо с их печатью на обычном принтере.
Основными покупателями этих документов выступают производители нелегального топлива, операторы мини-НПЗ и смесевых установок. Именно они нуждаются в легализации продукта, который они продают преимущественно через собственные сети АЗС.
Пока рано делать выводы об эффективности электронных акцизных накладных. По имеющимся данным, система еще полностью не заработала, в том числе и по причине продолжающегося технического перевооружения ГФС. Очевидно, картина начнет проясняться ближе к лету. Тогда же должна лучше проявиться ситуация с контрабандными поставками, которые пока не настолько велики, как в 2015-м. Однако в случае отсутствия реакции со стороны ГФС, СБУ и прочих маленькая щелочка может быстро превратиться в большую дыру. Примеры история знает.
Сергей Куюн, Евгений Мочалов
ZN.ua