Стратегическое планирование никогда не было сильной стороной органов государственной власти в Украине.
Большинство производимых ими "стратегий" были формальными.
За это их невыполнение редко становилось причиной отставки, пишет Экономическая правда.
Исторически так случилось, что в Украине отсутствует закон о стратегическом планировании.
За последнюю декаду было как минимум две попытки принять соответствующее законодательство, однако они не увенчались успехом.
Проекты закона в 2009 году и 2011 году были провалены в парламенте.
Создание стратегий регламентируют более десяти подзаконных актов, с которыми можно познакомиться на 17 странице материалов проекта Despro.
Однако даже их совокупность не смогла создать надлежащую систему иерархии стратегических документов в стране.
Команда Центра политических студий и аналитики решила проверить состояние стратегического планирования в низовом звене - на уровне городов областных центров.
Стратегия развития города должна включать видение будущего, приоритетные направления развития, ключевые инициативы, план их внедрения, ответственных, целевые показатели. Горизонт планирования стратегий - преимущественно десять лет.
К сожалению, не каждый город Украины может похвастаться комплексной стратегией. Условно областные центры страны можно разделить на три группы: города с качественными стратегиями, города с шаблонными стратегиями и города без стратегий.
Для первой группы характерны наличие четко определенных и измеряемых индикаторов развития города, стратегического видения и четко сформированной миссии, плана мероприятий, дедлайнов и ответственных лиц.
Вторую группу областных центров объединяет то, что стратегии их развития были разработаны при поддержке Агентства США по международному развитию - USAID.
При просмотре стратегий этих городов складывается двоякое впечатление. С одной стороны, прописаны цели и задачи, есть стратегическое видение и миссия города. С другой - не определены индикаторы, с помощью которых можно было бы контролировать достижение поставленных целей. Просто шаблон стратегии наложенный на соответствующие города.
По мнению депутата Херсонского горсовета Екатерины Гандзюк, стратегии были и являются формальными, поскольку почти полностью создавались за счет международных доноров. Следовательно, добавляет депутат, до этих изменений Украина не была готова.
"Наверное, только львовяне представляют, какими они хотят себя видеть через десять лет. Другие руководители городов и местные общины не знают ответа на этот вопрос. Мой родной Херсон является примером такого города. Мы не знаем, что строим: город-порт, город туризма или столицу аграрного края?
Херсон имеет стратегию, ее писали несколько лет назад при поддержке USAID. Это взвешенный и основательный документ, но он остался на бумаге, хотя. Мы должны понять, чего мы хотим от себя и мира, а уже потом эти стремления станут стратегией развития", - рассуждает Гандзюк.
К третьей группе относятся города, в которых стратегии не утверждены. Характерно, что это касается даже некоторых крупных городов. Эти населенные пункты ограничиваются среднесрочным планированием, которое реализуют через создание программ социально-экономического развития. Им присущи те же проблемы, что и стратегиям.
Местная власть часто копирует управленческие традиции центральной власти.
На центральном уровне стратегическое планирование "буксует" из-за отсутствия административной реформы. Министерства сами принимают стратегические документы, сами их выполняют и сами контролируют их выполнение. Органы местного самоуправления лишь воспроизводят эту управленческую модель на местном уровне.
Есть четыре фундаментальные проблемы стратегического планирования.
1. Отсутствие законодательно урегулированной системы стратегического планирования, которая предусмотрела бы четкую иерархию стратегических документов в государстве.
2. Отсутствие контроля за качеством стратегических документов.
3. Отсутствие сбалансированной системы мотивации для достижения плановых стратегических показателей и наказания за их провал.
4. Отсутствие контроля и отчетности по выполнению стратегических документов.
Это порождает ряд проблем, например, проблему "долевого финансирования". Программы по выполнению целей стратегии финансируются на 10-20%, а целевые показатели не достигаются. В итоге, никто не привлекается к ответственности.
Контроль недостижим из-за отсутствия практики мониторинга выполнения целевых показателей. Эти категории только начали внедряться в практику государственного управления с переходом к программно-целевому методу бюджетирования, но инерция государственного аппарата тормозит его надлежащее исполнение.
Совсем недавно, 2 марта 2015 года, президент подписал закон "Об основах государственной региональной политики", призванный решить проблемы стратегического планирования на местном уровне.
Документ вводит обязательный мониторинг и оценка выполнения стратегических документов. В полной мере этот закон не решает ни одну из указанных выше проблем. Принесет ли он положительные сдвиги, покажет время.
Отрасль стратегического планирования, как и другие отрасли, нуждается в немедленном реформировании. Корабль без капитана никогда не попадет в нужную гавань.