На минувшей неделе руководители Черноморского и Херсонского судостроительных заводов, входящих в объединение Smart Maritime Group, заявили о грядущей оптимизации и сокращении персонала ввиду значительного ухудшения конъюнктуры рынка и количества заказов. О том, что это будет означать для предприятий и их коллективов, мы расспросили у исполнительного директора Smart Maritime Group Василия Федина.
- Василий Викторович, давайте все же коснемся причин, которые побудили администрацию заводов пойти на такие крайне непопулярные меры…
- Все причины на поверхности – общее ухудшение мировой конъюнктуры рынка, на который наложился серьезный отягчающий фактор – вооруженный конфликт на Востоке Украины. Первый комплекс причин предельно прост – низкая экономическая активность в мире сопряжена с существенным переизбытком коммерческого флота. Что касается второго момента, то, откровенно говоря, год назад мы и подумать не могли о том, что в стране может происходить что-то подобное. Ситуация на Востоке реально отпугивает наших потенциальных заказчиков, причем не только российских (что вполне естественно), но и западных, которые не хотят идти на неоправданный риск и размещаться там, где «работает» артиллерия.
Сегодня я могу с сожалением констатировать – объем производства по двум предприятиям снизился в среднем в 6 раз. Например, год назад Херсонский судостроительный завод в это время строил три полнокомплектных танкера, плюс в ремонте находилось до 15 судов. План на текущий август мизерный – в ремонте находятся всего 4 судна. О судостроении вообще речь не идет. Та же ситуация по ЧСЗ. Сегодня на заводе в ремонте находится 1 (!) судно, а финансирование одного из базовых заказов предприятия – строительства военного корвета по линии Минобороны – по понятным причинам заморожено. Тем не менее, понимая важность момента, мы продолжаем строить судно за счет собственных средств.
Повторюсь, наиболее сильным ударом для нас стал разрыв отношений с РФ. Ведь наши заводы проектировались и строились в СССР, а значит – под современного российского заказчика.
- А что вы сделали для того, чтобы минимизировать влияние глобального кризиса на заводы?
- Мы не опускаем руки. Мы минимизировали все затраты, которые не связаны с производством, мы усилили службу маркетинга, которая ищет заказы по всему миру, специалистами. В последнее время мы провели ряд переговоров с различными заказчиками в Европе, в Турции. Но увы - мы им не интересны. Европа строит суда сегодня в Китае - там дешевле. К примеру, две недели назад, мы провели переговоры в Норвегии. Дали предложение на строительство офшорного судна для норвежской компании. Но наш конкурент из Китая предложил норвежцам построить такое же судно, но на 10 млн долларов дешевле. Пока продолжаем вести переговоры, но убедить заказчика очень сложно. Я здесь намеренно не хочу касаться такого важного вопроса как государственная поддержка отрасли. Это отдельная широкая тема. Но то, что судостроение существует лишь там, где государство создает для него соответствующие условия, является фактом на сегодняшний день.
- Детализируйте, пожалуйста, что именно подразумевается под оптимизацией? Сколько людей планируется сократить на ЧСЗ и ХСЗ?
- Мы создадим единый центр управления для двух заводов на базе Smart Maritime Group. Это позволит уйти от дублирования функций, оптимизировать затраты, в полной мере использовать синергию ЧСЗ и ХСЗ. Грубо говоря, затрат на функции, не связанные с производством, станет меньше, а работа станет эффективнее. Сокращение коснется, исключительно инженерно-технического и вспомогательного персонала. Рабочий персонал сокращаться не будет. В целом, в рамках реструктуризации будут сокращены до 30% работников (от общей численности) на каждом из заводов. К сожалению, мы вынуждены пойти на этот шаг, поскольку это единственный выход, чтобы не закрывать заводы совсем. Как только ситуация улучшится, мы будем вновь привлекать специалистов.
- На каких условиях вы будете расставаться с людьми?
- Во-первых, принято решение, что каждому сотруднику, написавшему заявление, будет выплачиваться компенсация в размере трех месячных окладов. Собственник заводов - Смарт-Холдинг Вадима Новинского – выделил на эти нужды 30 млн грн. Эта компенсация будет своеобразной «социальной подушкой», поскольку мы понимаем, что в нынешней ситуации бывшим заводчанам сразу найти работу будет непросто. Кроме того, каждому работнику, который попадает под программу оптимизации, будет предложено переучиться на рабочие специальности: сварщик, сборщик, трубник, достройщик и т.д. Обучение будет проводиться за счет предприятия.
- Будет ли гарантирована работа для оставшегося коллектива, стабильная загрузка?
- В нынешней ситуации сыпать обещаниями, по крайней мере, не честно. Загрузка судостроительными заказами полностью зависит от того, на сколько быстро политическая и экономическая ситуация в стране стабилизируется. Многое зависит от позиции России, от того, как будут развиваться отношения со страной, в которой для украинских корабелов существует основной рынок заказов. Я уже говорил, что мы не опускаем руки и продолжаем расширять круг потенциальных контрагентов.
- Сохранится ли брэнд «ХСЗ» и «ЧСЗ»?
- Безусловно. Мы не вправе перечеркивать полувековую историю наших предприятий. ХСЗ и ЧСЗ – это, без преувеличения, бренды с мировым именем.
- Не изменится ли судостроительный профиль предприятия?
- Нет. Базовый профиль сохранится. Но мы находимся в постоянном поиске возможностей для улучшения экономики предприятий. Открытие перевалочного комплекса на ЧСЗ яркий тому пример.
- Насколько нам известно, Smart Maritime Group и профсоюзные организации заводов сегодня формируют новый Коллективный договор. Сохранятся ли социальные льготы, предусмотренные действующими договорами?
- В новом документе все эти моменты будут сохранены. Более того, будет создан единый документ на два предприятия, где будут прописаны социальные льготы, которые будут унифицированы для обоих коллективов. Договор еще готовится.
Спасибо за интервью.
Глеб Иванов