В августе у украинцев — сладкий месяц: на трассах и улицах городов вырастают словно из-под земли торговые точки с горами арбузов. Корреспондент «Вестей» отправился в Херсонскую область, чтобы узнать, как выращивают полосатых красавцев, какова их реальная цена и кто и сколько на них зарабатывает.
МИЛЛИОНЫ НА АРБУЗАХ
«У нас тут климат «арбузный», — рассказывает фермер Вячеслав Корипенко из села Великие Копани Херсонской области. — Еще лет 30 назад колхозы засевали поля «кавунами», и они росли сами по себе — без полива, удобрений и ухода. А затем мы продавали их по всему СССР. Возили фурами в Москву, Минск, Ригу и Сибирь. В то время, для того чтобы колхоз стал миллионером, было достаточно одного арбузного урожая. Хорошо жили и колхозники. Почти в каждом дворе был Жигуль и мотоцикл. А отдыхать наши люди ездили в Пицунду и Ялту».
Сегодня, по официальной статистике, бахчевыми культурами — арбузами и дынями — в Херсонской области ежегодно засевают более 31 тысячи гектаров. Для сравнения, на этой площади можно расположить сразу два княжества Лихтенштейн или одно островное государство Мальта. Только в 2013 году в Херсонской области, по прогнозам Минагрополитики, рассчитывают собрать около 420 тысяч тонн арбузов! В то же время, по словам фермеров, урожай арбузов будет больше — около 600 тысяч тонн! Летом полосатые красавцы по-прежнему дают высокую прибыль: при себестоимости одного килограмма арбуза в 30 копеек их средняя оптовая цена колеблется от 50 до 80 копеек за килограмм. Так что теоретически стать арбузным миллионером в одночасье можно и сейчас. «Кто не ленится, тот в прибыли!» — говорят жители Великих Копанив.
ЧИСТЫЙ ТОВАР
Впрочем, к своему делу крестьяне относятся по-разному. Кто-то работает на совесть. А кто-то гонится «за длинным рублем». В результате, на рынки попадают отравленные химией арбузы. А спрос на полосатых красавцев падает. «Я отвечать за всех фермеров не могу, — продолжает Корипенко. — Но сам выращиваю только экологически чистые арбузы. Мои «полосатики» — по вкусу даже собакам и кошкам. Они делают лучший анализ на чистоту. Животные за километр не подойдут к арбузу, пропитанному химией».
По словам фермера, одним из самых вредных удобрений сейчас является селитра. От нее арбузы просто раздувает.
«Отличить начиненный химией арбуз от здорового можно по горькому привкусу, — говорит он. — Или попробовав кожуру: если «полосатик» болен, почувствуешь солоновато-горький вкус. Отмечу, что хороший и спелый арбуз издает резонирующий — барабанный — звук, который раздается при щелчке по кожуре. А наличие засохшего хвостика у арбуза — вовсе не показатель его спелости. В то же время пожелтевшая и светлая кожура — признак того, что арбуз перележал на поле».
ГАСТАРБАЙТЕРЫ И ВОРЫ
Любопытно, что в летние месяцы Великие Копани становятся местом трудовой миграции гастарбайтеров со всей Украины: Херсона, Николаева, Скадовска, Западных регионов страны и даже России.
«Иногда люди целыми семьями к нам едут, — улыбается Корипенко. — Берут отпуск на основной работе и устраиваются на сезон на арбузные поля. Основная задача у них — прополка, сбор и охрана урожая арбузов.
Живут гастарбайтеры прямо на бахчах в полевых станах. Их средняя зарплата колеблется от 100 до 150 гривен в день. Помимо этого работягам предоставляются питание и сигареты. Иногда их премируют за сверхурочные работы — 100 граммами водки.
К слову, охрана урожая для фермеров — самая важная задача: арбузы часто воруют. А поле оцепить полностью нельзя — охранник живет в стане на одном краю, а машина воришек (как правило, газель с пятью-шестью людьми) подъезжает с другого края.
«Пока добежишь, они успевают закатить в автомобиль не менее трех-четырех тонн арбузов и уехать, — жалуется охранник бахчи Александр Александрович. — Потом продают товар и получают навар до 2000 гривен».
Большинство охранников в полевом стане «оснащены» огнестрельным оружием. Как правило, дробовиком. Это оружие помогает уберечь урожай и от набегов животных.
«Зайцы очень любят полакомиться арбузами, — рассказывает Вячеслав Корипенко. — Причем одним «полосатиком» не ограничиваются и выгрызают сердцевину сразу у десятка-двух «кавунов». Опасны для наших полей и вороны: стаи пернатых пробивают настоящие тоннели в арбузах, для того чтобы добраться до сердцевины». Не прочь откусить от «арбузного пирога» и сами охранники.
«Недавно выгнал одного, — вздыхает фермер. — Обнаружил, что он продал часть урожая с поля оптовикам. А вот проезжим туристам никогда не отказываю в угощении. Сам говорю охранникам: подарите туристам арбуз-другой. Это же реклама!»
ИГРА В РУЛЕТКУ
Впрочем, борьба с мелким воровством — не самая большая проблема фермеров. Есть у них беды и страшнее.
«По сути, выращивая арбузы, мы играем в рулетку, — говорит Херсонский фермер Константин Зайко. — Этим летом в нашей области град побил почти 1000 гектаров. В результате владельцы и арендаторы полей, засеявшие их лучшими сортами арбузов, «попали» на большие деньги. Сейчас с поля арбуз продают по 50–60 копеек за килограмм. Хотя себестоимость товара по-прежнему составляет 30 копеек за килограмм, продавать дешевле просто не выгодно, прибыли значительно ниже вложений. Еще одна проблема — падение спроса на товар. Покупателей очень мало. В итоге многие фермеры просто бросают выращенный урожай прямо на полях. В среднем, до одной трети «полосатых» останется гнить на земле…»
«Когда в страну приходит жара и людей одолевает жажда, арбузы в рознице просто улетают! — объясняет происходящее крупный торговец арбузами Рустам Зейналов. — Соответственно повышается спрос и цена. А когда идут дожди и холодно, товар «зависает» и портится, цены падают».
Если цены упали, урожай погиб или не был продан — фермер оказывается в отчаянном положении. Ведь это означает, что он не сможет рассчитаться с кредитами и засеять поля арбузами в следующем году. «Несколько лет назад один из фермеров повесился из-за банковских кредитов, — вздыхает Константин Зайко. — Написал записку: «В моей смерти нужно винить непогоду», пошел в посадку и надел веревку на шею»…
Оптовый рынок. Посредники взвинчивают цены и винят во всем чиновников-взяточников.
ФЕРМЕРЫ И ПОСРЕДНИКИ
Средоточием жизни в Великих Копанях являются три оптовых рынка в центре села. Сейчас рабочий день здесь начинается в 4 часа утра. Цены на полосатых красавцев определяют не производители, а посредники-оптовики. По словам фермеров, именно от них зависит розничная цена товара на рыках Украины. «В среднем на одного из нас приходится два-три посредника, — утверждают фермеры. — От крупных «акул» арбузного бизнеса до мелких спекулянтов».
В результате в Херсоне оптовая цена «полосатиков» колеблется от 50 до 70 копеек за килограмм. Уже в Одессе херсонские арбузы продаются по 2 гривни за килограмм. А в Киеве — по 3 гривни. Впрочем, сами оптовики утверждают, что цены не накручивают. «Если хочешь заработать, «полосатиков» нужно продавать по 2–3 гривни за килограмм, — признается владелец нескольких торговых арбузных точек в Одессе Ахмед Р. — Иначе не окупишь расходы на закупку».
Кроме того, по словам торговцев, их бизнес «подтачивают» чиновники-коррупционеры. Коллеги Рустама Зейналова утверждают, что вся оптовая торговля арбузами буквально оплетена взятками.
«В сезон на арбузы, как мухи на мед, слетаются все, кто может на этом поживиться, — говорят они. — За проверку качества, помимо официального сбора, «сверху» нужно положить 50 гривен. Грузовики с арбузами останавливают гаишники — для «контрольного» взвешивания или проверки документов. Если не откупишься «соточкой» гривен, оштрафуют на 500–800 гривен за избыточный вес».
«Стоит ли говорить, что торговцам арбузами нужно платить постоянную дань в райгосадминистрацию? — задает риторический вопрос один из опытных торговцев арбузами. — В Киеве, если хочешь получить место для «клетки» на улице или на базаре, нужно ежемесячно отдавать от двух до пяти тысяч гривен. Как и в Одессе. А в Днепропетровске и Харькове меньше — до двух тысяч гривен в месяц».
ВЕЗУТ В БРИТАНИЮ
Впрочем, несмотря на все поборы, в накладе оптовики и владельцы торговых точек все равно не остаются — средняя прибыль с продажи 20 тонн арбузов достигает 15–18 тысяч гривен. Так что арбузный бизнес по-прежнему сладок. Кстати, почти половину херсонского урожая «кавунов» съедают украинцы. Остальные арбузы традиционно продают в России, Беларуси и Молдове. В последнее время их стали закупать также прибалты и поляки. А в этом году 21 тонну полосатиков взяла «на пробу» Великобритания. В английских супермаркетах херсонские арбузы продаются в среднем по три фунта стерлингов за килограмм.
КОРЕЙСКИЕ ПРОФИ
Сегодня в Великих Копанях есть целые кланы, которые специализируются на выращивании сладкой ягоды. А многие фермеры и посредники из Азербайджана, Грузии и Турции приехали в Херсонскую область в последние двадцать лет. Поэтому часть из них до сих пор проживает здесь на «птичьих правах», не имея вида на жительство. Впрочем, главными специалистами по выращиванию арбузов в селе считаются не они. А выходцы из Кореи.
«Корейцы выращивают до 80 тонн арбузов с гектара, — говорят местные жители. — А у наших урожаи еле дотягивают до 40–50 тонн. Дело в том, что гости из Азии фактически не зависят от сезонных цен на бахчевые и работают на количество урожая, не обращая внимания на ценовые скачки в 10–30 копеек. Кредиты в банках (в отличие от наших фермеров) они не берут. Видимо, предпочитают одалживать у своих.
Примечательно, что корейцы не только знают о процессе выращивания арбузов буквально все (например, как бороться с арбузными вредителями, болезнями и сорняками), но и могут прогнозировать оптовые цены в будущем году. Кроме того, они выигрывают у украинцев «семейным» методом ведения хозяйства.
— Корейцы работают на полях целыми семьями, — говорят украинские фермеры. — А их молодежь, в отличие от нашей, стариков одних в селе не бросает и в город не уезжает. Если у кого-то из соседей-корейцев неурожай или всходы арбузов были побиты градом, на помощь ему приходит вся диаспора. Кроме того, каждый член семьи владеет несколькими специальностями — от ремонта тракторов и вождения грузовиков до растениеводства и агрономии. Поэтому наемных рабочих корейцы берут только для сбора урожая и охраны. В результате остаются в прибыли. Кстати, арбузный сезон у них уже закончился. Весь урожай корейцы собрали и продали еще в июне и июле.
Отметим, что живут выходцы из Азии в селе обособленно. С местными жителями практически не общаются. А по полям ездят на «убитых» копейках-жигулях. Хотя в каждом дворе у них есть джип или роскошный лимузин «на выезд». Таким же образом они относятся и к одежде. Видимо, считают, что в селе роскошь ни к чему.
— Золотые украшения и хорошую одежду корейцы надевают лишь тогда, когда выезжают в Херсон или Киев, — говорит житель Херсонской области Евгений Кожевников. — А здесь ходят, в чем придется.
3 фунта стерлингов, или 36 гривен стоит килограмм херсонского арбуза в британских супермаркетах
ЛОЖИЛСЯ СПАТЬ С ДРОБОВИКОМ
В начале 2000-х годов арбузный бизнес (от производства до оптовой торговли) в Великих Копанях контролировали бандиты.
«В то время я как раз взял в аренду несколько десятков гектаров для выращивания арбузов и ложился спать с дробовиком», — вспоминает житель Великих Копаней Владимир Ц. По словам фермера, бандиты неоднократно пытались навязать ему покупателей и предлагали «крышу» за 10% от прибыли. А услышав отказ, стали вредить. Например, загнали на поле трактор, который перепахал половину урожая. Впрочем, позже всех бандитов посадили. Теперь можно работать спокойно.
«Плачу аренду за бахчи — от 1500 до 2000 гривен в год за гектар — и живу без боязни, — говорит Владимир Ц. — Единственный страх — удастся ли «отбить» вложения. Если выращивать арбузы под термопленкой, нужно вложить 500 тысяч гривен на поле размером в 20 гектаров. А поливной способ стоит до 200–250 тысяч на 20 гектаров. При этом гарантии, что продашь товар, нет.
Александр Сибирцев, "Вести"