Едва ли можно найти человека, которому нравится ходить в должниках. В свете этого, каждому хочется отдыхать на свои кровно заработаны деньги, да и на лечение не занимать.
По статистике, каждый украинец переступает порог медучреждения хотя бы раз в год. В Европе этот показатель такой же, но вот кроются за ним абсолютно разные вещи. Европейцы не так часто посещают больницы, так как постоянно находятся под наблюдением семейного врача и действительно редко болеют, украинцы же наоборот – не идут к доктору до последнего.
Но так или иначе, это время приходит, а для любого человека поход к медикам – стресс и дискомфорт. Но вот уже разобрались с диагнозом, и тут остро встает вопрос денег, ведь лечение в наше время не дешевое, к тому же недуг еще и не позволяет работать. Но остается надежда на оплату временной нетрудоспособности, т.е. “больничный”.
Правда, позволить себе его могут только люди официально трудоустроенные и, как правило, на госпредприятиях. Но и тут не обходится без проблем. Как рассказала нам одна из читательниц, попала она в больницу. Там даже страшно рассказать, сколько пришлось оставить денег в аптеках и у врачей, но это тема для другой публикации. Когда она вернулась на работу, сдала больничный лист, как и положено, в бухгалтерию. Но уже прошло два месяца, а денег от государства она все еще ждет. Мало того, что ей пришлось занимать у родных и близких на лечение, так потом еще и на реабилитацию понадобилась немалая сумма, а тут еще и предприятие по каким-то причинам задерживает выплату.
Закон, по которому всем официально трудоустроенным рабочим положен оплачиваемый больничный, действительно есть.
– Предприятие после получения больничного листа от своего работника в течение десяти дней должно определить сумму выплат, затем эти данные передать нам, – рассказала директор отделения Херсонского областного Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Светлана Главацкая. – Наши специалисты в течение десяти рабочих дней перечисляют деньги на предприятие.
Затем бухгалтерия может выдать работнику “больничные” в любое время, но не позже дня выдачи зарплаты. Схема вырисовывается правильная, и беспокоиться вроде бы не о чем. Но даже при самых грубых подсчетах мы уже изначально имеем задержку, ведь 10 рабочих дней – это минимум две недели. Но дальше еще печальнее. Как рассказала Светлана Главацкая, иногда больничные листы попадают к ним с колоссальным опозданием. Так, у одной работницы бюллетень был датирован 30 мая, а в соцстрах предприятие его передало 23 июня, а пока там сделают все необходимые проводки сотрудники соцстраха… Деньги к выплате и вправду могут попасть через два с половиной месяца.
– Сейчас у нас никаких задержек по выплате нет. Казначейство оплачивает все наши заявки, и деньги приходят на предприятия вовремя, – продолжила Светлана Главацкая.
Вот такая радужная картина с больничными. Хотя на практике, к сожалению, все получается намного дольше и сложнее.
С отпускными картина еще загадочнее. По закону деньги на отжых должны выдавать за три дня до отпуска. В реальной жизни отпускные работники могут получить либо в день зарплаты, либо в день аванса, не раньше и не позже. Но так как в нашей стране постоянный кризис, что только руководители предприятий не выдумывают: то делят деньги на несколько платежей, то предлагают отдать после отпуска. Самая любимая отговорка: сетуют на казначейство, мол, из-за них задержки.
Какая же сейчас ситуация в Херсоне? За ответом на этот вопрос ваш журналист обратился к главному государственному инспектору труда Алексею Еложенко, но он категорически отказался отвечать на какие-либо вопросы. Мол, обращайтесь только в письменной форме, и тогда мы вам что-то ответим. В казначействе также говорят, что никаких проблем нет. А на самом деле многие преподаватели, медработники остались без отпускных, вернее часть они получили, а часть нет. Причина, как ни странно, легко объяснимая – в стране нет денег, по счетам гоняют цифры, которые ничем не подкреплены. Поэтому казначейство время от времени “замораживает счета”, а когда в государственной казне появляются средства, снова открывает их и выбрасывает какую-то часть. И так все по кругу, а люди тем временем страдают. Эта нехитрая схема работает уже не первый год, вот только обещанного “покращення” почему-то не чувствуется.
Анна Павлюк, "Вгору"