Вид водных обитателей, который ранее считался полностью вымершим, заново открыли в низовьях Днепра участники экспедиции университета Южной Богемии (Чехия). Это ранее широко распространенный толстопалый рак, названный так за то, что вес его клешней доходит до 54% массы тела. Он любит чистую холодную воду и каменистое дно, однако вследствие заиливания реки привычные места его обитания почти исчезли, да и браконьеры в уничтожении популяции постарались.
Экспедиция на протяжении двух лет планомерно исследовала места на Днепре, где толстопалый рак мог выжить. Но удача улыбнулась ученым только сейчас. При помощи известного херсон¬ского водолаза и натуралиста, автора научно-популярного фильма о жизни днепровских раков Анатолия Кузьменко, они смогли обнаружить сразу две локации, в которых уцелели представители исчезающего вида.
Это участок дна в километре от дамбы Каховской ГЭС и территория у железнодорожного моста под самым Херсоном — местность, куда аквалангисты из числа собирателей раков на продажу просто «не дотягиваются».
- Наиболее многочисленной оказалась колония раков у Каховской ГЭС, где в ее поиске нам помогло управление «Херсонрыбоохраны», предоставив моторную лодку и сопровождающего. У дамбы количество толстопалых раков достигает одной особи на квадратный метр. Немало самок, вынашивающих икру. Их присутствие свидетельствует о том, что у колонии есть будущее, — рассказывает натуралист Анатолий Кузьменко.
— Колония у железнодорожного моста под Херсоном менее крупная — здесь она находится на грани выживания. Поступила информация еще о двух локациях толстопалого рака в Днепровско-Бугском лимане — у сел Широкая Балка и Станислав Белозерского района. Однако она нуждается в дальнейшей проверке.
Экспедиция университета Южной Богемии взяла у обнаруженных в низовьях Днепра толстопалых раков образцы ДНК для анализа на предмет наличия генетических отклонений или близкородственного скрещивания. Исследования помогут сделать выводы, есть ли у колонии этих «санитаров Днепра» обнадеживающие перспективы на будущее. Кстати, в процессе отбора ДНК ни один рак не погиб и не был безвозвратно изъят из привычной среды обитания, заверяет Анатолий Кузьменко.
Сергей Яновский, "Новый день".
Фото Анатолия Кузьменко.