Лекция американского историка Тимоти Снайдера о феномене президента Зеленского, европейском популизме и будущем Украины
Тимоти Снайдер – популярный американский историк, профессор Йельского университета (США). Книги Снайдера по истории Центральной и Восточной Европы "Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным", "О тирании: двадцать уроков ХХ века" занимают первых места многих книжных рейтингов в США.
20 июня Снайдер выступил в Киеве с публичной лекцией на тему "Украина и будущее Европы". Организатором выступил Фонд Виктора Пинчука. LIGA.net публикует самые интересные выдержки из выступления.
О Владимире Зеленском и выборах
Смена поколений может стать главным следствием выборов 2019 года. Если пройдет два новых политических поколения, у вас все образуется. Владимир Зеленский и его команда - первое новое политическое поколение. Если эти парни в течение следующих 15 лет ничего не испортят, результат будет хороший.
Победа господина Зеленского - виртуальный феномен. Это умный человек, который сумел не просто перейти из виртуального мира в реальный, но и создать для людей ощущение возможности.
Разрешить проблему войны на юго-востоке страны и аннексии Крыма можно путем создания лучшей Украины. Если сосредоточить все внимание на Крыме и Донбассе, исключая другие проблемы, то вы потеряете и то, и другое.
Когда ты идешь на демократические выборы, думаешь, что было в прошлом, насколько важно сегодняшее решение и каковы варианты будущего. Интересно, что украинская предвыборная кампания в 2019-м была настолько четко разработана, что в итоге никто не может предсказать будущее. В этих случаях надо обращаться к истории.
Будущее Украины и Европы
"Что делать после распада империи?", - так звучит главный вопрос европейской истории. Последняя, собственно, состоит из историй империй. Украина, в свою очередь, находилась в центре каждого поворотного момента, потому и страдала больше других.
В раннем Средневековье здесь странствовали викинги. Киев был в центре событий ранних монархий. Процесс реформации и контрреформации здесь проходил труднее всего. Украина была в центре событий Революции 1917-го и дальнейшей трансформации. В 1941 году усилия нацистской Германии были направлены на колонизацию Украины, заселение территории "лучшими европейцами". Я уже не говорю о развале Советского Союза. Прошлое буквально говорит - будущее Европы довольно зависимо от Украины.
Что делать после падения империи? Государства находят разные ответы. "Давайте строить большУю империю", - отвечает ваш северный сосед. И это неправильный ответ. Попытки создать маленькое изолированное национальное государство - тоже неверно. Единственно верный ответ нашли европейцы – интеграция, союз, укрепляющий государства. Таким образом, грандиозное преобразование в европейской истории - это конец империи и начало строительства Европы, объединяющей страны.
Процесс расширения ЕС в 1990-2000-х сформулировал будущее Европы. Но оно закончилось еще в 2013 году. С этой точки зрения интересна история Майдана. Для Украины революция - это путь солидарности, жертва, данная ради дружбы и культуры памяти. Для европейцев – это почва для размышления над будущим.
Рост популизма – главная проблема Европы. Нам рассказывают о национальном прошлом, в котором "мы" всегда правы, а другие – всегда виноваты. Популизм - это демократия без будущего, которого либо боятся, либо не знают. После краха коммунизма будущее виделось в формировании Европейского Союза. Сейчас Европа комфортно живет с прошлым, довольна настоящим, но не может говорить о будущем. Эту способность утратили и в моей стране, в Штатах. И это сложно исправить.
В 2014 году украинцы были единственными, кто говорил о европейском будущем. По своей природе оно непредсказуемо, и мы не знаем, какое место в воображении Европы займет Украина. Последней нужно развивать воображение и возможности, в таком случае Украина сможет что-либо предложить. Правда, до этого вам нужно навести порядок дома и установить верховенство закона.
Украина попала в европейский мейнстрим после Майдана. Там интересуются украинской культурой, литературой, картинами, музыкой, сельским хозяйством. Это подарок и возможность, которым нужно воспользоваться. Европа нуждается в Украине и не сможет без нее разрешить вопрос империи. Если ЕС хочет продолжить существование, он должен пойти на расширение, впустить в Союз новые страны, среди которых и Украина.
Русский язык и культура
Я говорю на английском, но вы вряд ли скажете, что я из Британии (родина Тимати Снайдер - США). У международных языков не один дом. У французского он во Франции, Канаде, Африке. В раскладке клавиатуры вы можете выбрать австрийский немецкий, западный, восточный, немецкий-немецкий. Точно также с английским – вот вам и австралийский-английский, американский-английский, канадский-английский или британский. А что насчет русского языка? Он всего один, это странно с исторической точки зрения.
Ошибочно думать, что русская культура и язык принадлежат исключительно РФ. У Украины огромная возможность создать собственный словарь русского языка. Так вы не только стандартизируете его, измените способ работы с языком в Украине, но и представите миру собственную культуру. Не воспользоваться этой возможностью - будет ошибкой. Первое, что сделали в США после установления государственности – издали американско-английский словарь.
Создавайте культурные, журналистские площадки и ресурсы для Запада и россиян. Не стоит думать, что это ослабит украинскую культуру, это не соперничество. Если мы считаем русский исключительно языком Российской Федерации, то мы проигрываем. Это мировой язык, а значит мы можем решить, как правильно его использовать.