Жилищные сертификаты, называемые "херсонскими", анонсированы российским правительством как "специальные возможности для жителей Херсонской области". "[Смогут купить] хоть дом, хоть квартиру, хоть на первичном, хоть на вторичном рынке в любом регионе России, где захотят", – заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Но на деле оказалось, что в Ростовской области и Краснодарском крае купить квартиру по сертификату на первичном рынке крайне затруднительно из-за формата договора, который установило государство, его образец доступен на портале "Объясняем РФ".
Купить недвижимость можно только на вторичном рынке – по договору купли-продажи, ответили в строительной фирме "Метрикс Девелопмент". Еще две компании сообщили Кавказ.Реалиям, что принимают сертификаты с ограничениями – покупка квартиры по ним доступна не во всех жилых комплексах.
Только в трех компаниях из двенадцати опрошенных в этих двух регионах ответили, что работают по жилищным сертификатам без оговорок, семь же отказали сразу.
Ждут оплату полгода
При использовании сертификата в большинстве случаев квартиру приходится покупать у собственника, на вторичном рынке, подтвердила редакции юристка Юлия К. Она сопровождает подобные сделки по недвижимости в Адыгее и Краснодарском крае.Здесь возникает вторая проблема – задержки по выплатам: после заключения договора купли-продажи продавец, представив документы со своей стороны, ожидает перечисления денег от государства. Срок устанавливает конкретный регион, а средства покупателям перечисляет Фонд развития территорий, объясняет собеседница.
Оплата должна произойти в течение 10 дней, но на деле сделки затягиваются на месяцы, продолжает юристка: "В Краснодаре продавцы ожидают в среднем 3–4 месяца, иногда – до полугода". По ее словам, в Адыгее ситуация проще: контракт закрывают за месяц-полтора, если задержки и возникают, то не более 60 дней.
Когда в Росреестре регистрируют право собственности на покупателя, он имеет право в ней прописаться, продолжает Юлия. В ее практике херсонцы в основном дожидаются, когда деньги поступят на счет продавца в полном объеме, и только после этого прописываются в квартире.
Однако ситуация может накалиться, когда человек продает квартиру по сертификату и, не дождавшись поступления денег, берет ипотеку или вносит задаток за другое жилье, поясняет она. Из-за этого продавцам иногда приходится брать кредиты: "Они эмоционально реагируют и считают, что государство оставило их бездомными".
Не на кого подать в суд
Жительница Краснодара Наталья Матвеева (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.) заключила договор на продажу квартиры по жилищному сертификату. С начала июня она ждет одобрение по сделке.Для получения сертификата нужно собрать пакет документов и подать в региональный орган власти или МФЦ, говорится на портале "Объясняем РФ". Далее им предлагают "найти подходящий вариант на первичном или вторичном рынке".
На сайте МФЦ стоял статус заявления "передано в организацию", говорит собеседница, но, когда она позвонила на горячую линию, выяснилось, что ей давно отказали, но она об этом не знала. Оказалось, что покупателю нужно было донести документы по новому постановлению, но об этом Наталью никто не предупредил.
Матвеева была собственницей квартиры, но до продажи в ней жила ее взрослая дочь. Ей пришлось взять ипотеку, чтобы поскорее освободить жилье.
"Покупатель уже живет в нашей квартире, – делится Наталья. – Мы остались и без денег, и без квартиры, влезли в кредиты, потому что были совсем другие планы: мы ожидали, что деньги с продажи по сертификату сразу закинем в ипотеку. Но, слава богу, есть где жить. Я знаю ситуации, в которых люди вообще продали единственное жилье и теперь живут на съемном".
Задержки, по словам Матвеевой, объясняют тем, что нет финансирования. Московский Фонд развития территорий приостановил выплаты – деньги Фонду не перечислили из федерального бюджета, сообщал в начале июля региональный сайт 93.ру. Постоянно появляются новые требования. После каждого отказа приходится заново приносить полный пакет документов. "Это просто издевательство над людьми", – жалуется она.
Собеседница признается, что уже задумывалась о расторжении сделки, но боится, что суд также затянется на месяцы: "А какие варианты у нас, если расторгать – только через суд. На кого в суд подавать, на государство? Мы понимаем, какой будет исход".
Покупатель – пострадавшая сторона
Из-за задержек в выплатах были случаи, когда продавцы хотели расторгнуть сделку, запугивая покупателей судами и расторжением договора, объясняет Юлия К.Новые проблемы, по ее словам, принесла волатильность рубля. Бывает, что продавец заключил сделку на определенную сумму, а за время ожидания оплаты стоимость аналогичных квартир возросла на сотни тысяч рублей. Из-за этого продавцы боятся продешевить или вообще отказываются заключать контракты по жилищным сертификатам.
"Иногда продавец выставляет цену в 5 млн рублей, но под херсонский сертификат заявляет цену в 6,5 млн, – говорит Юлия К. – Я думаю, что пострадавшая сторона здесь – покупатель".
Проблемы с финансированием сертификатов начались еще в апреле, до этого деньги поступали из бюджета Краснодарского края, рассказывает риелтор из Краснодара Татьяна Слободчикова (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.). Теперь же все проходит через Фонд развития территорий – задержки связаны с этим, полагает она.
"Сейчас у меня в работе две сделки, выплата одобрена в июне, – объясняет Слободчикова. – Мы с продавцами сидим и ждем деньги, а они не приходят".
Дозвониться в Кубанский центр поддержки населения невозможно "ни на горячие, ни на холодные линии", говорит она, информация онлайн также недоступна – ей приходится идти в офис лично. Несмотря на одобрение заявки, с клиентов требуют новые нотариально заверенные копии документов, хотя ранее такого требования не было. Из-за этого у единственного нотариуса в городе огромные очереди, поясняет она, а попасть в другие населенные пункты сложно из-за разрушенных или перегруженных дорог.
"Чего дальше ждать от государства?"
О трехмесячной задержке выплат по сертификату редакции рассказала жительница Ростова-на-Дону Юлия. По ее словам, они "скитались" с детьми более трех месяцев, так как им негде было жить, а обращения в официальные органы не помогали."Продавец наш, очень хороший человек, выдержал [ожидание]. Уже думал расторгнуть договор, но, слава богу, пришли деньги", – рассказала Юлия.
Алина Алексейцева продала жилье семье из Херсона, но деньги также были задержаны. Она записала видеообращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просит помочь с выплатами по "херсонскому сертификату".
"Все жалобы в государственные органы и в местные власти заканчиваются простыми отписками, которые не несут никакой конкретики, – говорит она в видео. – Чего ждать дальше от государства, Владимир Владимирович? Мы, продавцы недвижимости, оказались обманутыми и преданными нашим государством. Очень обидно и досадно, что, когда вы разрабатываете государственные программы, вы не думаете о своих гражданах".
- В декабре 2022 года редакция Кавказ.Реалии обсуждала с экспертами начало выдачи жилищных сертификатов. Тогда руководитель Transparency International в России Илья Шуманов предположил, что процедура выдачи жилищных сертификатов будет непубличной и непрозрачной и может привести к росту коррупционных рисков.
- В январе стало известно о том, что более 200 жителей Херсонской области Украины, вывезенных в Россию в ноябре прошлого года и размещенных в санатории под городом Туапсе Краснодарского края, жалуются на трудности в получении выплат, которые обещали им российские власти, и оформлении необходимых для этого документов. Также они заявляют, что санаторий угрожает им выселением.
- Необходимость нести ответственность по жилищным сертификатам могла стать одной из причин рекордного дефицита бюджета Ростовской области, о котором стало известно в июне 2023 года.