
14 февраля министр обороны России Сергей Шойгу на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что стягивание войск и переброска флотов – это лишь масштабные учения, которые вскоре завершатся. Мол, планов на вторжение не имеют. 15 февраля министерство обороны России заявило о возвращении в места дислокации части войск у границ Украины. Но, несмотря на это, большинство экспертов, дипломатов и, в частности, посол Великобритании Мелинда Симмонс считают, что угроза вторжения остается очень серьезной.
Крым.Реалии решили проехать сотни километров, побывать на всех КПВВ между Херсонщиной и Крымом и спросить украинцев: боятся ли они вероятной большой войны.
Стартовая точка нашего путешествия – село Александровка. Здесь живет около двух с половиной тысяч человек. На улице мы познакомились с пенсионером-мотоциклистом Анатолием. Мужчина не исключает вероятность полномасштабной войны России против Украины. Говорит, если это произойдет, будет защищать свою землю.
«А кто знает, что у Путина на уме, никто же не знает. Как дадут мне автомат, то и пойду воевать, а что вы думаете. Я еще не очень старый, мне еще 70-ти лет нет. В армии я служил, стрелять умею. Куда же ты денешься, не будешь ты стрелять – убьют тебя», – сказал в разговоре с Крым.Реалии пенсионер Анатолий.

Едем дальше. По дороге среди поля встретили женщину, которая собирала хворост. Баба Люда жалуется и говорит, что боится войны, от того и сердце болит, и давление прыгает. Если агрессор придет к ней домой – будет бежать. Продовольственных запасов пока не делает.
«Сидел бы он уже там, Путин, и не трогал нашу Украину. Чтобы мы уже жили спокойно. Хочется, чтобы мир был на земле», – рассказала Крым.Реалии местная жительница Людмила.

«У нас работает больше 35 торговых точек и магазинов. Мне не заметно, чтобы люди массово делали покупки. Ни ажиотажа, ни спекуляций в данном направлении нет. У нас настроение позитивное, все любят Украину, все за Украину», – прокомментировал Крым.Реалии председатель Станиславской ОТГ Иван Самойленко.

В школе мы увидели три подвальных помещения на 400 детей – это спортзалы и залы для танцев, по инструкциям они и выполняют функцию бомбоубежища. Единственный минус – это бомбоубежище временное, и здесь не работает система принудительной вентиляции. Сергей заверил, в последний раз школа проходила специализированные учения осенью прошлого года, и дети знакомы с сигнализацией об эвакуации.
«После того, как раздалось три длинных сигнала, учитель выходит в коридор, а дежурный или ответственное лицо извещает ему об опасности, которая сейчас присутствует. Если это химическая угроза – дети эвакуируются в подвал, если же это угроза пожарная – дети эвакуируются во двор», – рассказал в интервью Крым.Реалии директор Станиславского лицея имени К. Голобородька Сергей Квадрициус.

«Еще будучи в батальоне «Херсон», я получил разрешение на ношение оружия. На случай, как вы говорите, силовых действий, есть у меня и собственное зарегистрированное оружие, хранящееся в сейфе. Я думаю, что мы имеем право защищаться и у нас очень хорошие позиции. Теперь будет уже не так, как в 2014 году, потому что тогда мы были не готовы к войне с Россией», – отметил в комментарии Крым.Реалии руководитель общественного формирования «Общественная безопасность» Федор Волошин.

«Управление бригады уже практически сформировано. В настоящее время продолжается формирование управления батальонов. В настоящее время, то есть в мирное время, это будет до 500 человек. Наша терроборона в настоящее время уже боеспособна, даже при том количестве управления бригады и управления батальонов, что мы сейчас имеем. Если поступит приказ, мы сможем полностью формировать развертывание бригады», – прокомментировал Крым.Реалии заместитель председателя Херсонской ОГА Николай Якименко.


Российские войска в Крыму и у границ Украины: спутниковые снимки (фотогалерея)

«Дело в том, что подразделения, расположенные на админгранице с временно-оккупированным Крымом, находятся в постоянной боевой готовности, начиная с 14-го года. Поэтому военнослужащие, которые здесь несут службу, они готовы к любым действиям, и это было и в прошлом году, и в позапрошлом так же, как и сейчас», – прокомментировал Крым.Реалии спикер Херсонского пограничного отряда ГНСУ Иван Шевцов.

– Честно нет, не боюсь! Я новости вообще не смотрю, ни с той, ни с той стороны. Меня это не интересует. Меня интересуют только мои дети.
– Знаете, как говорится: «волков бояться – в лес не ходить».
– Плохие мысли отгоняем. Документы в сумке, есть «боевой» чемодан. Документы и деньги на всякий случай лежат в сумке.
– Нет, не боюсь! Там все нормально, все тихо, спокойно. Это я услышал от вас, что война. Там люди живут обычной жизнью. Я буду жить, как и жил, в Севастополе, буду смотреть Олимпиаду.
– Вообще не боимся! Если что – на передовую, мы патриоты. Мы по необходимости туда ездим.
Так ответили Крым.Реалии люди, которые пересекали админграницу на КПВВ «Каланчак».

Покидаем «Каланчак» и трогаемся немного восточнее, на соседнюю дорогу с Крымом.
Это бывший КПВВ «Чаплинка», буквально в нескольких километрах отсюда находится крымский завод «Титан». Однако здесь нет ни одной машины, нет прохожих. С 2021 года этот проезд закрыт. Но, несмотря на закрытие этого пункта пропуска, здесь все равно круглосуточно стоят украинские пограничники. Территория вокруг ограждена колючей проволокой, а смежные поля заминированы.

Хотя телевизор и не смотрит, но новостями интересуется и о российской угрозе слышал много. В то, что россияне нападут из Крыма, мужчина не верит, однако, если все же это произойдет, настроен решительно.
«Здесь и лягут! Я в танковых войсках под Ленинградом служил, я сейчас на хоть какой танк сяду и поеду. Хоть на их, хоть на любой, потому что я тракторист-водитель. И как надо будет из пушки стрелять, тоже смогу», – сказал Крым.Реалии овцевод из Херсона Василий Андрусяк.

Село мы застали почти безлюдным. Дул мощный ветер, было холодно и люди прятались по домам. Однако те, с кем мы все же встретились, хотя и настроены решительно, в нападение России из Крыма не верят.
«Угроза не реальна, потому что они нас очень боятся. Я лично готов встать на защиту хоть сегодня, хоть сейчас, я уже готов! Я считаю, что каждый мужчина, который любит свою родину, должен ее защищать», – прокомментировал местный житель Игорь Владимирович.

«Здесь полсела живут в Крыму. Часть живут здесь, а их дети, внуки, сестры и братья проживают там. Их земельные участки, людей в Крыму обрабатываются у нас, то есть они здесь сданы в аренду. Люди раньше получили паи и уехали. Нам даже не хочется в это верить. И в подсознании этого нет. Нам некуда бежать, будем оставаться здесь. Куда нам бежать? Никто и нигде нас не ждет», – отметила в разговоре с Крым.Реалии староста села Строгановка Светлана Загороднюк.

Мужчина говорит, что гражданское население в основной массе не готово воевать. Их больше беспокоят ежедневные проблемы выживания, чем гипотетическая или потенциальная угроза.
«Я знаю, что я буду делать – это моя принципиальная позиция. Я дал слово, что пока Крым не освободится и будет оставаться аннексированным, я туда не заеду. Но рядовой человек, когда просыпается утром, открывает холодильник, а он пуст? Когда бабушка идет за лекарством и покупает их за последние деньги? У нее не хватает средств угля купить, потому что государство о ней не заботится. Мы многим в этом году помогали, чтобы люди не замерзли. Это дисбаланс. Если это равновесие не будет восстановлено, не будет нормального человеческого отношения к простым людям, то не стоит ожидать, что люди возьмут вилы и будут бороться», – прокомментировал Крым.Реалии имам мечети Аджи Белял Джами Усеин Тохлу.

На этом КПВВ ситуация еще более спокойная, чем мы видели на «Каланчаке». Пункт пропуска ежедневно пересекает 200-300 человек. А из Крыма и фактически к линии разграничения регулярно маршрутка подвозит людей. У них и спрашиваем, какая атмосфера в Крыму, боятся ли люди войны?
– Честно говоря, пока ехал сюда, вообще никого не видел. Пустая дорога. Все, как всегда. Вот даже только что прошли пограничников и все было хорошо.
– Не будет никакой войны. Все будет мирно, потому что мы все братья.
– Да вроде бы тишина и покой. Но, конечно, страшно. Что мы будем делать? Защищать родину, Украину!
– Напряжение, конечно, чувствуется. Но как оно будет, откуда мне знать.
– Люди живут, как и жили, у каждого свои заботы. Страха нет.
Так ответили на вопросы Крым.Реалии люди, которые пересекали админграницу с Крымом на КПВВ «Чонгар».
Когда мы заезжали в облгосадминистрацию, нам говорили, что по всему району раздали и расклеили инструкции, как поступить населению в случае военной агрессии. Но объехав десятки сел и несколько районов, мы никакой такой листовки не увидели. В то же время онлайн-карта бомбоубежищ, о которой нам говорили в администрации, действительно работает.