С бункером не получилось
В Херсоне время от времени делаются попытки лишить город в туристическом аспекте статуса транзитного на пути к Черноморскому и Азовскому побережьям. В конце июня 2020 года по инициативе тогдашнего председателя Херсонской ОГА Юрия Гусева была сделана одна из таких попыток: в цокольном этаже здания на площади Свободы, 1, где расположены облгосадминистрация и облсовет, открыли Музей власти."Раритетные телефонные аппараты и аппараты для селекторной связи, мебель, печатные машинки и радиоприемники после снятия карантина смогут увидеть все желающие в Музее власти, который сегодня открыли в подземном бункере облгосадминистрации", — сообщала тогда пресс-служба Херсонской ОГА.
Также в сообщении отмечалось, что "часть помещения, при возведении административного здания обустроенное для укрытия на случай ядерного удара, отныне будет выполнять информационно-просветительскую функцию — знакомить с историей области с момента ее создания".
Но планы были одни, а реализация их вышла другой.
Как рассказал в комментарии для Depo.Херсон член инициативной группы по созданию музея, известный херсонский общественный деятель, председатель областной организации Комитета избирателей Украины Дементий Белый, службы, которые занимаются вопросами безопасности, очень негативно отнеслись к намерению руководства ОГА превратить в музей именно бомбоубежище.
"Конечно, было бы очень круто сделать музей именно в бункере, но против этого были определенные службы. Их аргументы: Украина находится в довольно-таки напряженном положении, поэтому бомбоубежища нужны, тем более в Херсонской области, которая граничит с оккупированным Россией Крымом", — говорит Дементий Белый.
Поэтому для Музея власти выделили помещение на цокольном этаже здания, где в советские времена находились редакционно-издательский отдел Херсонского обкома КПСС и небольшое полиграфическое производство. Значительная часть экспонатов — именно полиграфическое оборудование, которое использовалось для изготовления различного рода печатной продукции как для внутренних нужд органов областной власти советских времен, так и для распространения. Последняя — в основном методические рекомендации по идеологической работе и различные разъяснения "текущего момента" для политинформаций и других мероприятий.
Это оборудование хранилось еще с советских времен, и сделать его основой экспозиции рекомендовали херсонские художники, входившие в состав инициативной группы.
Лекарство против "совка"
Музей власти, расположенный на цокольном этаже Херсонской ОГА, — не совсем музей власти, по большому счету, а небольшое экспозиционное пространство, где можно увидеть некоторые артефакты, услышать рассказ экскурсовода, как люди жили и работали в эти времена.Экскурсии здесь в основном проводит старший научный сотрудник Херсонского областного краеведческого музея Андрей Микитюк. По его словам, Музей власти не является структурным подразделением краеведческого музея, учреждение просто взяло над ним шефство в виде экскурсионного обслуживания.
"Я не могу точно сказать, с какой регулярностью здесь проводятся экскурсии, бывает по-разному, в зависимости от наличия желающих. Но желающие есть. Приходят организованные группы из школ Херсона и области, представители делегаций, приезжающих на Херсонщину для участия в тех или иных мероприятиях. Конечно, из-за карантина активность пока небольшая, но она есть", — говорит Андрей Микитюк.
Музей занимает несколько помещений. В одном из них воспроизведены рабочие места советских "бойцов идеологического фронта" разных уровней, собрана техника времен СССР: телефоны, сетевые радиоприемники, имевшие народное название "брехунцы", и другие средства. Андрей Микитюк рассказывает, что часто, когда в музее школьники видят счеты, возникает забавная ситуация: "Это вещь, назначение которой сейчас неизвестно или малоизвестно людям даже среднего возраста. Дети спрашивают у учителей: "Что это за устройство? Как им пользоваться?". И нередко учителя не могут нормально объяснить, потому что тоже не знают".
Одна из комнат тематически оформлена в стиле, приближенном к оформлению советских кабинетов гражданской обороны: здесь представлены индивидуальные средства защиты, инструкции по пользованию ими, а также плакаты, объясняющие, для чего в СССР была необходима гражданская оборона. Конечно, на этих плакатах агрессором был "мировой империализм". Что касается десятков войн и военных конфликтов, в которых СССР участвовал после Второй мировой войны, то если информация о некоторых из них даже попадала в тогдашние СМИ, то события трактовались как "братская помощь" или "интернациональный долг".
Значительная часть экспозиции — фотографии, а также репродукции плакатов. В большом зале музея оформление сделано по принципу противопоставления того восприятия действительности, которое навязывалось советской идеологией, и реальной жизни тех времен.
В частности, рядом расположены плакат о "цветущем" СССР и "загнивающем" западном мире и фото, на котором запечатлена реальная жизнь рядовых советских людей: женщина развешивает на кухне выстиранное белье.
Также в экспозиции представлено немало фотографий, иллюстрирующих историю Херсонской области.
Музей есть, концепции нет
Оформлением музейного пространства занимались преподаватели и студенты кафедры дизайна Херсонского национального технического университета.Известно, что областная власть предлагала разработать концепцию музея и сделать оформление херсонским искусствоведам и художникам, имеющим успешный опыт в сфере оформления музейного пространства, но последние не захотели работать бесплатно, как того хотели представители власти, которые вели переговоры с художниками.
Впрочем, по мнению местных экспертов, музей хотя и не может похвастаться какой-то глубокой концепцией и больше напоминает более или менее эстетически оформленное собрание артефактов, но выглядит довольно прилично. Искусствовед, координатор проекта "СОУС (SOUC) — Souther Ukrainian Culture" Юлия Манукян говорит, что когда впервые попала в Музей власти, боялась увидеть что-то значительно хуже, чем то, что там сейчас.
"Экспозиция — вполне приличная в пределах того, что можно было сделать в этой ситуации. Единственная претензия у меня — к содержанию экскурсий: людям просто рассказывают сухие выдержки из истории Херсонской области, а можно было бы найти какие-то изюминки. Например, необычные истории из жизни людей, работавших в органах власти; рассказы о каких-то экстраординарных событиях. История Херсона богата на интересные факты", — говорит Юлия Манукян.
Что касается перспектив херсонского Музея власти, то они сейчас неопределенны. В Херсонской ОГА говорят, что пока нет конкретных планов по развитию музея. Но и закрывать его не планируют.