Зуд «реформаторства», охвативший украинскую власть, очень часто приводит к самым печальным последствиям, но еще хуже, когда он умножается на чиновничью «инициативу на местах», особенно, когда это касается многострадальной медицины.
Предваряя рассказ об очередном примере, нужно дать «историческую справку», что в Херсоне, как практически везде, в каждом из трех административных районов была своя больница с поликлиниками, подчинявшиеся Горздравотделу. Ныне названия районов из их названий выпали, каждая стала называться «Городская клиническая больница» с собственным именем в честь принявших огромное участь в их создании и развитии О.С. Лучанского, Е.Е. Корабелеша и А. и О. Тропиных.
«Исторически» в состав больниц им. Тропиных и Лучанского входили акушерские отделения (в последнем случае – это практически отдельный роддом, но находящийся в едином комплексе с больницей»), а жительницы Суворовского района, который обслуживает больница им. Корабелеша рожают в имеющем статус отдельного учреждения «Роддоме Суворовского района»
Аналогичным образом поликлиники больниц им. Корабелеша и Лучанского имеют свои стоматологические отделения, а жители Корабельного района лечат зубы в городской стоматполиклинике.
И вот, наступили «новые времена». 31 октября руководители вышеназванных учреждений получили приказы начальника управления охраны здоровья горсовета С.В. Межерицкой «закрыть» (так в тексте) стоматологические отделения в поликлиниках больниц им. Корабелеша и Лучанского и акушерские отделения в больницах им. Лучанского и Тропиных с «обеспечением предусмотренных законодательством мер относительно увольнения работников с 01.01.2017»
Одновременно главврачам городской стоматполиклиники и Суворовского роддома предписывается открыть новые отделения своих учреждений по адресам, где находятся закрываемые отделения и «осуществить мероприятия по заключению договоров аренды» с прежними «хозяевами» «соответственно табелю оснащения вышеназванных поликлиник по состоянию на 01.11.2016»
Переводя с канцелярского на «человеческий» язык, означенные структуры переподчиняются из районных (по факту) в специализированные городские учреждения, фактически оставаясь на старом месте, при этом будут арендовать у прежних «правообладаталей» не только помещения, но и оборудование насколько можно понять из текста приказа.
«Можно понять» в данном случае не просто фигура речи, а констатация того, что приказ составлен крайне неряшливо, юридически безграмотен, похоже, писался в крайней спешке, чуть ли ни «на коленке», свидетельством чему и последовавшее дополнение, в котором приказываться всего лишь «принять меры по трудоустройству увольняемых работников», а не обеспечить это трудоустройство.
В обращении профсоюзной организации больниц к прокурору г. Херсона, председателю облгосадминистрации, директору Департамента здравоохранения облгосадминистрации, херсонскому городском голове, председателю Херсонской областной организации профсоюза работников здравоохранения содержится призыв приостановить выполнение данного приказа, поскольку он содержит целый ряд нарушений норм и положений действующего законодательства, ущемляют права медработников и горожан..
В частности, «Используемый в приказе термин «закрытие» вообще отсутствует в законодательстве. Согласно ст. 59 Хозяйственного кодекса Украины, действующим законодательством предусматривается прекращение деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. Ликвидация структурного подразделения возможна исключительно на основании решения собственника (владелец – в данном случае является Херсонская территориальная община)».
А главное: «Согласно ч.3 ст. 22 Закона Украины "О профессиональных профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 15.09.1999 г. № 1045-XIV установлено, что решение о реорганизации и ликвидации, что приводит к сокращению численности или штата работников, должно быть согласованным с соответствующими профсоюзными органами, не позднее чем за 3 месяца до намеченных действий с обоснованием и мероприятиями обеспечения занятости высвобождаемых работников. Указанным приказом требования Закона Украины нарушены»
Понятно, что возмущение сотрудников и специалистов вызвали не формальные несуразности данного решения, а его фактические последствия. Ведь те же акушерские отделения глубоко интегрированы в клиники, в состав которых ныне входят – используют лаборатории, диагностическое оборудование и многое другое, общее для всех отделений, имеют возможность приглашать специалистов из других отделений для консультаций, наконец, к их (акушерских отделений) «услугам» реанимационные отделения клиник для экстренных ситуаций.
Как это все будет работать после задуманной «реорганизации»? Возить анализы и даже самих рожениц для обследований в городской роддом в другом конце города? А оборудование, которое будет принадлежать одним, а работать на нем будут другие? Кто будет отвечать (и финансировать) его обслуживание, поддержание в рабочем состоянии? обслуживание, поддержание в рабочем состоянии? А кто будет кормить рожениц и новорожденных?
Чем же тогда городское начальство объясняет глобальную реорганизацию? Соответствующее указание управление охраны здоровья получило от городского Департамента бюджета и финансов и мотивируется оно «внедрением программно-целевого метода в бюджетном процессе с 2017 года». Причем письмо датировано 26 августа, а получено в управлении охраны здоровья, согласно входящему штампу 26 октября, откуда и спешка.
Согласно п. 2 этого документа «В соответствии с типовой программой классификации расходов и кредитования местных бюджетов, утвержденной приказом Минфина от 02.12.2014 №1195, предусмотрено отдельное оказание врачебно-акушерской помощи беременным, роженицам, новорождённым и стоматологической помощи населению»
Но и тут, «трактовка», мягко говоря, не корректная. На самом деле в приказе Минфина речь идет только о разделении соответствующих бюджетных потоков, но не о том, что такую помощь могут оказывать только специализированные медучреждения, наоборот, что и «специализированные подразделения многопрофильных больниц». Собственно, так и делалось в 2015–16 годах. Финансирование по данным направлениям клинические больниц получали по отдельным линиям, как «подпрограммы» со своими счетами, сметами и т.п. И эта схема успешно работала.
В общем, логику чиновников городского Департамента бюджета и финансов и управления охраны здоровья понять сложно, и у оказавшихся жертвами ситуации людей не могут не возникнуть «конспирологические» версии. Самая простая из них, что в финдепартаменте решили просто немного облегчить себе жизнь, ведь вести финансовую отчетность по одному учреждению проще, чем по трем, ради чего можно и полностью дезорганизовать работу важных для горожан институций, коллективов, насчитывающих десятки сотрудников.
Но более распространено мнение, что происходящее является попыткой рейдерского захвата. Ведь стоматология – достаточно «вкусная» сфера, а стоматологические отделения районных поликлиник оснащены современным дорогим оборудованием, приобретенным на внебюджетные средства. Лакомый кусок, тем паче с полностью оборудованными помещениями, которые предполагаются арендовать за 1 гривну в год. Ну а акушерская сфера реорганизуется в «довесок», чтобы чей-то интерес не столь бросался в глаза.
По-видимому, это только начало «реформ». В планах управления здравоохранения и Департамента бюджета и финансов уже есть реорганизация поликлиник в отдельные юридические лица (Центр первичной медико-санитарной помощи), где оказывать медицинскую помощь будет врач с одним фонендоскопом, не имея в своем арсенале ни диагностической, ни лечебной базы.
Так или иначе, но данный «эпизод» наглядный пример того хаоса и некомпетентности, которым охвачено наше многострадальное «реформируемое» здравоохранение. И пока ответов на обращения коллективов и руководства клинических больниц во многочисленные инстанции нет.