Купание в низовьях Днепра стало опасным для жизни. Накануне сезона летних отпусков жителям Херсонщины не позавидуешь: воды вокруг — хоть залейся, а купаться в ней без риска для здоровья можно только в скафандре. Так, санэпидслужба области уже уведомила местные власти о намерении запретить купание на пляже города Берислава из-за того, что рядом с ним в Днепр сбрасывают... неочищенные канализационные стоки. И продолжается это надругательство над людьми и окружающей средой не год и не два, а более десяти лет, при всех властях и правительствах!
Отравленное море
— Еще в 2002-м в Бериславе вышли из строя старые очистные сооружения. Пока искали средства для их реконструкции, «металлисты» разворовали около километра канализационных труб, которые отводили стоки для очистки. С тех пор фекалии льются в Днепр сразу с трех городских насосных станций, отравляя воду в Каховском море на многие десятки километров. В прошлом году заборы проб на пляжах расположенного ниже по течению, у дамбы Каховской ГЭС, города Новая Каховка показывали 50-кратное превышение предельно допустимого уровня содержания в речной воде кишечной палочки, из-за чего тамошние пляжи тоже приходилось закрывать трижды за сезон. Ведь иначе можно было спровоцировать эпидемию если не холеры, то дизентерии либо брюшного тифа. Стоило жителю Берислава подхватить любой из этих недугов и единственный раз сходить в туалет, подключенный к центральной канализации, как через три-четыре дня такие же диагнозы медики массово ставили бы новокаховчанам, — выдает мрачный прогноз заместитель главного врача СЭС Херсонщины Анатолий Слабчак. — В нынешнем году областное управление капитального строительства обращалось к нам с идеей подключить к каждой из бериславских насосных станций мини-очистные комплексы. Однако санэпидстанция такую опасную «модернизацию» согласовать отказалась: стоки после очистки необходимо сбрасывать в специальные пруды-накопители, а не в реку, вода из которой используется и как питьевая.
По самым скромным подсчетам, реконструкция очистных Берислава обойдется более чем в тридцать миллионов гривен. Это примерно пять годовых муниципальных бюджетов, то есть сумма для города неподъемная. Местные власти обращаются за помощью в решении проблемы очистных сооружений в Херсон, областной совет переадресовывает просьбу в Киев, а там из года в год рекомендуют ее решать своими силами, то есть налицо классический замкнутый круг.
Но беда еще и в том, что практически у всех районных центров Херсонщины (в том числе и курортных, таких как Скадовск и Геническ) с очистными сооружениями те же проблемы: строились они сорок—пятьдесят лет назад, эксплуатационный ресурс исчерпали, а на модернизацию нет денег. Скажем, в районном центре Чаплынке с тринадцатью тысячами жителей очистные не работают уже целых двадцать лет. Стоки из поселковой канализации льются в пруд-накопитель «в первозданном виде», отравляя грунтовые воды, откуда те поступают в сельские колодцы и артезианские скважины. В 2009-м все тот же облсовет «расщедрился» на 132 тысячи гривен, которых хватило на оплату проектно-технической документации и приобретение части оборудования для очистных. На этом деньги закончились, а очистных как не было, так и нет.
Свалка на пляже
По сравнению с обитателями городов и сел выше по Днепру расположенный в дельте главной украинской реки Херсон находится в более выгодном положении — отходы предприятий и канализационные стоки до него доходят уже более-менее «разбавленными». Подхватить какую-нибудь заразу во время купания у херсонцев риск меньше, однако это не значит, что с зонами отдыха у воды тут все «в ажуре».
Из трех таких зон наиболее посещаемым является городской Гидропарк с детским пляжем на Малом Потемкинском острове. Обеспечить его охрану и уборку у коммунальщиков областного центра средств хронически не хватает, а в итоге остров загадили так, что он сегодня представляет собой прямо-таки ужасающее зрелище. Аккурат посреди детского пляжа валяются бетонные конструкции с торчащей во все стороны металлической арматурой. Сам остров выжжен почти дотла, а те деревья, которые каким-то чудом уцелели от огня, пошли на шампуры для импровизированных мангалов. В довершение владельцы дач на противоположном берегу Днепра взяли в привычку выбрасывать на Малом Потемкинском вывезенный с «фазенд» мусор — начиная от стройматериалов и заканчивая бутылками да объедками. Теперь сразу за детским пляжем начинается внушительных размеров стихийная свалка, где ковыряются бомжи. Она разрастается день ото дня. К тому же ее периодически поджигают, после чего находиться на детском пляже становится вообще невозможно — удушливый дым буквально разъедает легкие. Покрытие соединяющего материк и Малый Потемкинский остров пешеходного моста из металлических листов местами проржавело, местами листы отстали друг от друга: попади в такую дыру нога, и травма обеспечена.
Словом, посещение пляжей что в Херсоне, что в любом другом городе области — отдых до крайности рискованный, даже если не брать в расчет полное «наличие отсутствия» спасательных станций. На этом удручающем фоне как-то не вдохновляют ни рекламные ролики о прелестях Таврии, которые периодически крутят на украинских телеканалах, ни заботливо расставленные на границах региона у международных трасс хвастливые таблички «Херсонщина — экологически чистая область». Что там говорить: правды в этой информации примерно столько же, сколько на побережье края осталось безопасных зон отдыха.
На фото: детский пляж Херсона «украшают» обломки бетона.
Сергей Яновский, "Голос Украины". Фото автора.