Херсонскую область всегда позиционировали как туристический регион. У нас, мол, и зелёный туризм, и биосферные заповедники, и моря, и целебные грязи. Особенно стали возлагать на неё надежду, и даже на государственном уровне, в связи с аннексией Крыма. Правительство планирует сделать Херсонщину туристической Меккой для летнего отдыха.
Но готовы ли к этому наши курорты, что они сегодня могут дать пляжникам? На этот вопрос могут ответить жители области, которые в качестве отдыхающих чаще всего бывают на побережьях и знают, где, кто и чем «дышит».
По здравой логике, если уж у региона так увеличились шансы привлечь больше туристов, а значит, улучшить свои экономические показатели, то необходимо постараться, чтобы к нам потянулись люди. Естественно, разрабатывать новые подходы, менять правила и устранять старые коррупционные схемы ведения курортного бизнеса – дело руководства области.
К несчастью, сегодня многих предпринимателей, работающих на побережье, интересуют лишь личные выгоды – больше урвать, меньше вложить. Турист же, оставляя на курорте немалые суммы, хочет взамен получить как минимум чистоту везде, комфортные пляжи, безопасные обеды в кафе, качест-во обслуживания. Хотелось бы, конечно, сказать «сервис», но к величайшему сожалению, херсонским курортам до него как до Луны.
И мне, автору этих строк, жительнице Херсонщины, обидно и стыдно, что в нынешнем летнем сезоне некоторые курортные зоны региона не расстарались на улучшение, а за «вчерашние котлеты» стали просить ещё больше денег.
С неприятными впечатлениями я вернулась из поселка Лазурное. Как известно, вдоль его береговой линии располагается немало пансионатов и баз отдыха. Те, кто поселяется в частном секторе в районе Центрального рынка, ходят на общественный пляж, который несколько лет назад обзавелся набережной. Но её постепенно заселили бары, кафе, тиры и прочее.
Затем на эту пляжную зону подтянулись надувные горки, массажные павильончики, батуты, часть берега у самого моря заняли катамараны, «бананы» и прочая водная «развлекаловка». С побережья исчезли навесы, где можно спрятаться от солнца. Зато слева (если смотреть на море) выросли три густых ряда «грибков», справа – около десятка, и под ними в тени в ожидании отдыхающих стоят шезлонги.
Спасателя на пляже нет, воды пресной тоже. В общем, правила по благоустройству общественных морских пляжей писаны не для лазурненского.
Так, с самого утра мы, придя на этот пляж, безо всякой задней мысли расположились в левой части. В тени стационарного навеса не нуждались, как и в шезлонге, потому что у нас были свой зонт и покрывало. Но через некоторое время к нам подошел парень с тетрадкой и потребовал взять лежак за 20 гривен на 4 часа или покинуть место нашей дислокации.
Естественно, такой поворот событий нас не обрадовал и вызвал массу вопросов и возмущений. По словам молодого человека, эта территория пляжа арендована, тень только для тех, кто заплатил за шезлонг. Поэтому мы не должны мешать «правильным» отдыхающим, а переместиться вверх, подальше от моря, где расположены надувные горки, ходят люди, или уйти на правую сторону пляжа – мол, туда, где грязно, а тут они убирают.
Сначала в роли арендатора он представил кафе «Апельсин», расположенное на набережной, затем указал на себя. Какие-либо документы, подтверждающие право прогонять нас с бесплатного пляжа, показать не согласился. Зато отметил, что у него есть разрешение председателя поселкового совета.
Зная свои права, конечно, мы не покинули место отдыха, но настроение было испорчено. Ёлки-палки, это же наша страна, это же наша Херсонщина! Кто же позволяет поворачиваться к нам задом?! Когда же закончится это самоуправство, а закон будет один для всех?!
На следующий день мы специально отправились на разведку «направо». И оказалось, что чистота песка там была ничем не хуже.
К тому же берег был попросторней, так как стационарные навесы установлены на большом расстоянии друг от друга, в один ряд. Но как выяснилось, и тут берут деньги за тень и лежаки. Теперь в роли изгоев были соседи по покрывалу. Сборщик денег также твердил, что тень «платная», они убирают территорию, поссовет пляж не очищает от мусора.
Гражданочка парировала ему: куда же девались большие навесы, когда же начнут думать о людях?
Скорее всего, никогда… Такое впечатление, что ещё немного – и начнут брать деньги за море и воздух! Судя по тому, что я увидела и услышала на пляже, эта прибрежная зона отдыха не готова к сезону. «Гривна» уже рассказывала читателям на примере пляжей Херсона, какие санитарные требования предъявляют для открытия, территория должна быть паспортизована различными органами.
В Лазурном мы не обнаружили из этого списка и половины условий, предусмотренных законом. В связи с тем очень много вопросов накопилось к руководству поссовета. Однако в течение двух дней поговорить с и. о. председателя Русланом Коваленко не удалось.
1 июля он, по словам гражданина, ответившего на телефонный звонок «Гривны», был в Скадовске на совещании, а 2 числа, когда уже верстался этот номер газеты, в поссовете вообще не отвечали на звонки. Однако мы не оставим возникшие вопросы без ответов и адресуем Руслану Евгеньевичу редакционный запрос.
Кстати, в дни нашего пребывания в Лазурном от моря исходил неприятнейший запах фекалий. Как рассказала одна знакомая, жительница поселка, некоторые ассенизаторы сбрасывают нечистоты прямо в море за поселком.
Так что отговорки, мол, этот запах может исходить от водорослей, не внушают доверие. Ведь, отдыхая недавно дикарем возле села Большевик, такой вони мы не ощущали. Хотя тогда к берегу прибило полосу водорослей примерно пятиметровой ширины.
Алена Гребенюк, Гривна