Трагедия в батальоне “Збруч”. Версия командиров батальона
Командир батальона «Збруч», его заместители, сержанты и солдаты рассказали тернопольским журналистам о трагедии, которая произошла в батальоне в ночь на первое февраля.
- В общем месте расположения одного из подразделений батальона возник пожар, - говорит Игорь Ларин, командир батальона “Збруч”, - Очаг возник не по вине нашего личного состава. Причина пожара и виновные пожара сейчас устанавливаются следствием. Предварительно, тот, кто виноват, 5 февраля был задержан, я читал постановление суда о его задержании. Это военнослужащий другой части.
Погибли 6 военнослужащих, в больницах и госпитале находится еще 10, один из них в тяжелом состоянии. Причина смерти военнослужащих официально и юридически заверенная в соответствующих документах. Мы постоянно общаемся с представителями военной прокуратуры, военной службы правопорядка, следователями. На сегодня мы уверены, что следствие будет объективным и незаангажированным.
Никаких пропавших без вести не было - это ложь, откровенная провокационная ложь. В бушлатах наших солдат не было никаких гранат, никаких самодельных буржуек, были буржуйки стандартного образца, не было склада с боеприпасами, как об этом пишут - это ложь. Были определенные условия почему мы не смогли спасти погибших. Ведется следствие, все факторы, которые повлекли трагедию будут рассмотрены.
В 2:40 мне командир роты позвонил, и я слышал что там происходило, в 5 утра мы уже были на месте трагедии. Сразу нашли 2 тела. В 8 утра было найдено еще несколько тел, и около 11 мы нашли всех.
Погибших опознали по жетонам, документам, оружию. Кроме одного, которого опознали по татуировке на грудной клетке. Был проведен тщательный анализ событий, которые происходили, были опрошены все. Мы вместе пытались установить последовательность событий - где, кто, кого видел, еще до приезда работников прокуратуры.
Пожарные, прибывшие на место, не смогли работать, потому что по состоянию на 7 утра еще рвались патроны, еще падали фрагменты крыши. Практически вся информация, которая есть в СМИ, она не из первых рук.
Один из солдат, который был свидетелем всего, что происходило, отмечает, что это поджог. Часть личного состава «Збруча» приехала на замену другую военную часть, которая там провела уже 3 месяца. В месте расположения на тот момент еще осталось 10 военнослужащих другой части, которые ремонтировали неисправную технику. И из-за одного из них, по словам рядового, и вспыхнул пожар.
- Военнослужащий, который совершил поджог был неадекватным человеком, и минут за 20-25 до пожара, с его стороны раздались выстрелы, - рассказывает Роман Слободян, рядовой, - Он наставлял автомат на военнослужащего нашей части. У него отобрали этот автомат, он пошел в палатку и вернулся с другим автоматом. Мы должны быть готовы к любой ситуации, которая может сложиться, но у нас никогда не было ситуации, чтобы брат на брата наставлял автомат.
Адекватный человек не может заряженный автомат направить на другого человека, за секунду начал стрелять. Когда у него выбили автомат, он дал очередь, и некоторые военные от этого проснулись. В какой-то степени эти выстрелы спасли много жизней. Когда ему уже «дали по голове», и забрали автомат, ребята из его части забрали его к палатке. Все разошлись. Прошло несколько минут, и их палатка загорелась.
Когда я вышел из своей палатки, и увидел, что горит палатка, то вернулся будить своих товарищей, потом начал тушить палатку, задымление было выше пояса. Дым оседал сверху, был очень едкий. Дальше начали рваться боеприпасы в палатке, которая первая загорелась.
Командир батальона Игорь Ларин отметил, что все военные палатки сгорели примерно за 3 минуты, поскольку одна сгорает очень быстро за 12-40 секунд, причем неважно, она на открытой местности или в помещении.
- Вспыхнула одна палатку и последовательно пламя перекинулось на остальные палатки, и боекомплект в первой палатке начал детонировать очень быстро, когда только купол сгорел и огонь опускался вниз, - пояснил Игорь Ларин, - Палатка, которая загорелась первой, стояла напротив входа. Что там детонировало - это вопрос, на который даст ответ следствие. Пламя распространялось от входа, и военнослужащим психологически тяжело было бежать в направлении, где находился источник возгорания, и где была стрельба от детонирования боекомплекта.
На вопрос кто ставил палатки, и был ли план эвакуации комбат дал такой ответ:
- А из окопа есть план эвакуации, из блиндажа, танка? Мы находимся там в боевых условиях.
Начальник штаба батальона «Збруч», майор Владимир Кузяк рассказал, что при военнослужащих был только боекомплект в разгрузке в количестве 120 патронов, если это автомат Калашникова, а остальные боеприпасы находились в специально оборудованных местах, гранат не было, и других взрывчатых веществ, которые могли вызвать взрыв тоже не было. А от термического воздействия пламени детонировали те боеприпасы, которые были у военнослужащих.
Он также отметил, что во время осмотра экспертом, испарения легковоспламеняющихся жидкостей в палатках, где был личный состав батальона, не обнаружили, то есть бензина там не было.
Испарения бензина газоанализатор зафиксировал в палатке откуда началось возгорание.