Спасибо спасателям, отрывшим нам глаза на нынешнее состояние своей отрасли.
Пожар на «Хартроне» наглядно показал, чего можно ожидать от Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, случись нечто похожее в любом другом месте. Вначале сухие цифры. На Харьковском ювелирном заводе, арендующим помещения в «Хартроне» (НПО «Электроприбор» по разработке, производству и эксплуатации автоматических систем управления ракетно-космическими комплексами) в тот день трудилось порядка 200 человек. Бушующим пламенем было отрезано помещение, где находилось 15 работников. Из них 6 сгорели заживо; 2 погибли, выбросившись из окон 4-го этажа; 7 угодили с серьезными ожогами в реанимацию. Еще два десятка людей были эвакуированы. Огонь тушили более 100 пожарных и 20 машин.
А теперь что стоит за этими данными. Место, где произошел пожар, находится на территории крупнейшей организации бывшего военно-промышленного комплекса СССР, где, надо понимать, система предупреждения подобных возгораний и борьбы с ними должна быть за десятки лет четко отработана.
Как получилось, что разработчики ядерного щита Советского Союза стали сдавать свои помещения частным лавочкам – тема другого, не менее интересного разговора. Мы же ограничимся разбором того, чем, в первую очередь, занялись арендаторы-ювелиры в экстремальной ситуации.
Наивный читатель предположит, что тут же началась эвакуация персонала. Щас! Не забывайте, в чей дом пришла беда: разве можно людей, имеющих дело с драгметаллами и ценными каменьями, выпускать из помещений без тщательного досмотра, чтобы они, упаси Господь, чего-нибудь впопыхах не стырили?! Сначала приличные люди спасают частную собственность, а если на то хватит время – и рядовую публику. Так что эвакуация началась далеко не сразу. Более того, по каким-то причинам, известным лишь администрации ювелирного завода, о происшествии вовремя не были поставлены в известность пожарники. Возможно, поэтому сразу после трагического происшествия хозяин заводика ударился в бега и официально объявлен в розыск.
Несомненный интерес представляет оценка деятельности своих подчиненных, сделанная на специальном брифинге главой Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Михаилом Болотских: "Они действовали абсолютно четко, профессионально и качественно - и это не только мое мнение, но и правоохранителей, которые начали расследование. Все оперативные службы и спасательные службы через 6 мин после вызова прибыли – это группа 5 единиц техники. Тем самым они превысили норматив прибытия и в результате правильных профессиональных действий было спасено 22 человека", - заявил высокопоставленный чиновник.
После чего остается только радоваться, что у нас такая надежная служба спасения. Если бы не одно «но». Возможно, автор этих строк не прав, но наблюдая за речениями нашего руководства, складывается впечатление, что мы и они живем в параллельных мирах, где каждый видит то, что ему хочется видеть, не замечая того, что есть на самом деле.
Вот мнение родственницы одного из пострадавших, немного отличающееся от видения происшедшего руководителем республиканской спасательной службы: "Причины смерти – это халатность руководителей, потому что их закрыли с двух сторон, им некуда было бежать, и халатность спасателей. Это были не спасатели, это были просто зрители в цирке, они просто стояли и смотрели, как люди там горят внутри, а остальные висят на руках", - заявила безутешная женщина.
Кто б спорил с уважаемым главой ГСУЧС, что спасательные службы научились перекрывать свои нормативы. На колесах они передвигаются действительно быстро. Зато попав на место, почему-то теряют всякую стремительность, в чем своими глазами убедились миллионы украинцев, наблюдая по ТВ и в интернете ролики, показывающие несчастных, цепляющихся руками за карнизы окон 4-го этажа, из которых вырываются языки пламени и валит густой дым. И слыша крики ужаса невольных зрителей с улицы, когда, обессилев, жертвы срывались вниз, оставаясь на земле недвижными комочками.
Честно говоря, невозмутимая уверенность главы ГСУЧС в том, что на пожаре всё происходило должным образом и в высшей степени комплиментарно для его ведомства, поистине удивительна. Такая твердая непогрешимость становится понятной при более близком знакомстве с его трудовой биографией. Он - генерал-лейтенант, награжденный высокими правительственными и зарубежными наградами: медалью «За безупречную службу» III-II степени и её сестричкой - медалью ООН «На службе мира». За спиной главного спасателя – достойная служба и славные дела на войсковом поприще, включая миротворчество в составе войск ООН в бывшей республике Югославия. Выпускник Харьковского высшего танкового училища, прошедший 16-летний путь от командира танкового взвода до заместителя командира танкового полка, он пришел в Гражданскую оборону уже сформировавшимся военным, и не его вина, что танковые нормативы не соответствуют пожарным, а профессионализм среди высшего украинского руководства не является нынче необходимым условием. Не у нас ли шикуют 25-летние судьи и такие же престарелые прокуроры, или мало талантливой молодежи окопалось благодаря могущественным папенькам и маменькам на постах заместителей министров?!
Конечно, читатель вправе спросить, чего это автор придаёт столь повышенное внимание, казалось бы, заурядному пожару. Или мало у нас было катастроф с куда большим количеством пострадавших?
Скажу правду, что меня более всего поразило. Увидев падающих вниз обречённых, я почему-то вспомнил Всемирный торговый центр, трагедию 11.09.2011. Ну, там была огромная высота, дьявольский теракт, спасение несчастных практически невозможно.
Но здесь – четвертый этаж, всего четвертый этаж! – несчастные гибли оттого, что у пожарных расчетов не оказалось даже спасательных брезентов… Кто тот мерзавец, который это нехитрое снаряжение, бесценное в подобных ситуациях, ибо гарантированно спасает жизнь (пусть и с какими-то телесными повреждениями), - недрогнувшей рукою вычеркнул из перечня нормативного имущества спасательных расчетов?!
А как неуверенно управляли пожарными лестницами спасатели, сколь они были медлительны и нерасторопны… Наблюдая за ними, я так и не понял: то ли техника у них никуда не годится, то ль просто уровень профессиональной подготовки ребят оставляет желать много лучшего.
Кстати, несколько слов про эту технику, вернее, про отмеченное многими отсутствие на пожаре специальных автоцистерн с лестницами повышенной длины. Разумеется, недоброжелатели попытались тут же взвалить всю ответственность за это на харьковского городского голову. Мол, в городе, где накануне Евро-2012 приобретались круглые платформенные скамейки для метро по цене 63000 гривен за штуку, могли б при желании найтись средства и для приобретения специальной техники пожаротушения. А если нет – то и мэру самому было бы не грешно приобрести такую штуку за свой счёт, благо его собственный автопарк стоит значительно дороже.
Думается, такая точка зрения в корне неверна. Почему это городской голова, сколотивший состояние честным трудом, в чём сомнения недопустимы, так как прошлые судимости с него уже сняты, должен покупать столь дорогие вещи за свои кровные?! Это по отношению к нему несправедливо, хотя отсутствие такой техники является действительно серьезной проблемой для многих украинских городов. И, в том числе, для моего Херсона, где более двух десятков зданий повышенной этажности (10 и выше этажей), а машины с длинной лестницей – ни одной. Не хочется и думать, что случится, если полыхнет любое из зданий-высоток…
И всё же утверждаю, что если бы трагедия, случившаяся на Харьковском ювелирном заводе, произошла в любой другой европейской стране, количество пострадавших было больше. За счет руководства спасателей, не обеспечившего слаженную работу своих подчиненных и стремящегося впарить общественному мнению очередную туфту про свои производственные успехи.
Конечно, физически они бы не пострадали, но уж своих постов немедленно лишились.
Виталий Бронштейн