Курорты, дороги и безопасность. Главные приоритеты и проблемы региона - в разговоре с председателем Херсонской областной госадминистрации Андреем Гордеевым
Андрей Гордеев: Я недавно был с рабочей поездкой в Литве, где услышал, что Украина и, в частности, Херсонскую область наши европейские партнеры сравнивают с Сирией из-за картинки в медиа о боевых действиях. На что я им ответил, что мы реконструировали аэропорт, он уже работает, самолеты летают, и это означает, что зона мирная. Также мы возрождаем международный фестиваль детского творчества «Черноморские игры» в Скадовске, от которого в Крым подать рукой. И это означает, что это безопасно, если мы там собираем своих детей.
Также я хочу отметить, что у нас высокий уровень боеспособности. У нас действительно есть военное присутствие в регионе, но наша цель была совместно с военными так их разместить, чтобы они могли заниматься и разведкой. Чтобы они присутствовали, но чтобы их не было видно.
На бряцание оружием в Крыму мы не рефлексирует, так как, по словам военных, в случае чего от Крыма останутся только маленький остров.
Громадське: Не очень хороший прогноз, потому что там есть много наших граждан, симпатизирующих Украине.
Андрей Гордеев: Поверьте, я об этом знаю, потому что мы постоянно общаемся с ними. Мы построили телебашню на границе с Крымом и общаемся периодически с нашими земляками, которые находятся на временно оккупированной территории.
У нас действительно есть военное присутствие в регионе, но наша цель была совместно с военными так их разместить, чтобы они могли заниматься и разведкой. Чтобы они присутствовали, но чтобы их не было видно
Громадське: И мы надеемся, что и Общественное радио тоже будет слышно в Крыму.
Андрей Гордеев: Я сделаю все, чтобы у вас была возможность общаться напрямую с крымчанами, как и мы.
Итак, мы возрождаем «Черноморские игры», занимаемся восстановлением дорог, создаем условия для бизнеса, и это все должно идти параллельно с программой по деоккупации Крыму. Сейчас даже в парламенте принят законопроект № 6116 относительно бесплатного, безбюрократичного доступа к высшему образованию студентам из Крыма, в частности в херсонские вузы.
Громадське: Большинство людей после оккупации Крыма его не посещают, а ездят отдыхать на юг Украины - в Херсонскую, Одесскую, Николаевскую области. Увеличился у вас за это время объем туристов?
Андрей Гордеев: По сути. Если мы возьмем 2014-й год - начало войны, то отдыхающих у нас было где-то миллион восемьсот. Это был наследство, и наши детские оздоровительные лагеря даже не открывались, потому что все боялись. Ведь все побережье было заставлено военной техникой, подразделениями, военными силами и тому подобное.
Уже в 2015-м году к нам пришло около двух миллионов туристов, а в мае прошлого года мы поставили перед собой амбициозную цель привлечь гораздо больше туристов. Мы разработали много видеороликов в социальных сетях, сделали акцент на инфраструктурные вещи, чтобы взимались поезда со всей Украины и автобусные рейсы. И достигли цифры в 3,5 миллиона туристов.
Громадське: В этом году вы ставите перед собой цель принять еще больше туристов?
Андрей Гордеев: Мы хотим закрепить хотя бы тот же результат прошлого года, а там, как жизнь покажет. Но уже сегодня номера в санаториях и базах отдыха расписаны на весь сезон.
И сегодня мы видим стратегию развития нашей Херсонской области в том, чтобы это был аграрно-туристически-промышленный край.
По аграрной сфере мы занимаемся мелиорацией, сопровождаем инвестиции по логистике сельскохозяйственного сырья, переработке ее с добавленной стоимостью и сертификации и экспорт ее на европейские рынки.
По туристическом направлении главным вопросом, которым мы занимаемся, это дороги. Ведь когда мы сделаем дороги, тогда в сторону моря придет бизнес.
У нас есть проблема - это направление Берислав-Марьянское, - дорога на Днепропетровскую область. По этой дороге едут к нам из Днепра, Запорожья, Кривого Рога, Сум, Харькова. Я недавно проезжал этой трассой и инспектировал состояние этой дороги. Они в очень разваливающемся состоянии, но мы ее делаем проезжей за счет эксплуатационного ремонта. Весь ресурс со всей области по ямочный ремонт мы направили на эту трассу, чтобы ею можно было проехать. В то же время мы еще с ноября проектируем ее строительство как новой, уже сейчас проходят все процедуры, тендеры. И я думаю, что до конца года мы сделаем то кусок, который мы планируем сделать новым, с бетонным основанием, чтобы она была на века.
Через мелитопольскую трассу к нам едет весь восток. В этом году мы планируем еще реконструировать километров 15 этой трассы М-14.
Мы поддерживаем в должном состоянии николаевскую трассу, делаем ее привлекательной, так как она обеспечивает нам перевозки.
Кроме того, мы строим дорогу в сторону моря, сейчас идет строительство новой дороги к Голой Пристани.
У нас в области 5000 километров дорог, 3000 из которых требуют капитального ремонта. Мы не можем все понять за один год, ведь у нас высокие требования по качеству. Мы видим, что дороги на бетонной основе выдерживают и зиму, и зерновозы, поэтому мы потолков именно такие и они продержатся в надлежащем качестве еще лет 10, как и предусмотрено гарантией.
Сегодня мы видим стратегию развития нашей Херсонской области в том, чтобы это был аграрно-туристически-промышленный край
Громадське: Вернемся к аэропорту. Вы сделали прямые ежедневные рейсы в Киев из Херсона. Но это же небольшой самолет, он же не покроет потребности в туристах?
Андрей Гордеев: Мы даже думали, что он не будет заполнен, но я лично летел им из Вильнюса, и был удивлен, что не было ни одного пустого места.
Мы этим аэропортом занимались около двух лет, мы разработали проект, и я благодарен предыдущем губернатору Андрею Путилов, который занимался этим вопросом, а я продолжаю его и дальше.
Сегодня у нас есть два рейса в Стамбул, ежедневный рейс на Киев и вышел чартер на Анталию.
Громадське: не полетят теперь от вас туристы в Турции? Не противоречит ли это вашей стратегии развития самой туристической Херсонщины?
Андрей Гордеев: Нет, главное в нашей стратегии том, что наша страна развивается и люди должны интегрироваться и смотреть, как живут другие люди. В чем проблема Донбасса? 94% жителей вообще не были в Европе. 72% даже не выезжали за пределы области. Поэтому у них есть определенные страхи перед неизвестным. Мы эту неизвестность должны делать известным.
Михаил Кукин, Громадське