Даже после открытия пунктов пропуска через административную границу с оккупированным Крымом напряжение только возросло. Оккупанты решили выступить в роли жертвы и сделали провокационное заявление о якобы подготовке Украиной терактов на полуострове и попытках проникновения туда военных. Об этих «сенсациях» и текущей ситуации мы побеседовали с Председателем Херсонской областной государственной администрации Андреем Гордеевым.
— Озвучивалось несколько версий о причинах, по которым были закрыты пункты пропуска через границу. Часть заявлений сводилась к тому, что в среде военнослужащих оккупационных российских войск произошло правонарушение с применением оружия, а те, кто применял это оружие, сейчас находятся в бегах. Согласно другой версии, готовилась провокация, в которой хотели обвинить украинскую сторону. Что на самом деле было, что известно Вам?
— Также, как мы проводим свои учения на территории Украины и Херсонской области в частности, особенно последние – «Южный ветер», такие же учения проводит Россия на нашей территории в Крыму. И, начиная с сегодняшнего дня, там идут учения «Северный Кавказ-2016». Понятно, что это соответствующий наплыв военной техники, это отработка блокпостов – вплоть до Симферополя понаставляли. Идет штатная ротация войск.
Что касается инцидента в Джанкойском районе, определенных людей действительно ищут, но до сих пор неизвестно, что стало подлинной причиной. Они пытаются выкрутить ситуацию и рассказывать о ДРГ, о том, что «украинцы» наступают. Это бред.
— Если это были учения, то зачем перекрывать движение на административной границе? Чем они опасны для гражданского населения?
— Когда мы проводили учения, то не перекрывали. Так как считаем, что граждане Украины имеют право на беспрепятственное передвижение. Что касается Российской Федерации, мы же не заставим их уважать права граждан своей же страны, которые приезжают на полуостров. На сегодняшний момент открыты все пункты пропуска, они работают в штатном режиме.
Но я бы хотел попросить украинцев от себя лично: удержитесь от поездок в Крым, в том числе на отдых.
— Такое блокирование работы пунктов пропуска показало, сколько на самом деле туда ездит наших граждан?
— У нас есть статистика по каждому человеку, посещающему Крым в течение последних двух лет. Мы можем четко утверждать, что по сравнению с июлем прошлого года у нас миграция 17%. То есть в Крым ездит меньше людей, чем еще год назад.
— Можете сказать, что теперь все эти люди едут отдыхать в Херсонскую область?
— Если не все, то многие. У нас все занято, где можно разместиться. В этом году в нашем направлении запустили дополнительные поезда. Если в прошлом году у нас было 2,8 млн за весь сезон, то в этом мы уже приняли 3 млн, а впереди еще месяц. Ждем до 3,5 млн отдыхающих.
— Насколько безопасно к вам ехать? Недавно знакомые, которые вернулись с отдыха в Херсонской области, рассказывали, что там у вас военные самолеты летают…
— Это наши самолеты летали, когда проходили учения. Поводов для тревоги нет. Просто очень много негативной информации забрасывается российской стороной. Когда мы заявляем публично, что Херсонскую область уже посетило около трех миллионов отдыхающих на фоне грустной ситуации в Крыму, очень выгодно корреспондировать картинки о том, как здесь опасно. Специально создаются различные мифы, цель – сорвать курортный сезон.
— Много людей переехало с момента оккупации полуострова в Херсонскую область?
— Не могу сказать точное количество, но немало. Они не регистрируются как нуждающиеся в государственной помощи, просто приезжают к нам жить.
— Строите для них новое жилье? Возможно, планируете строить…
— Пока расселяем в общежития.
— В последнее время внимание СМИ к вопросам экономической блокады Крыма поутихло. Какова ситуация сейчас? Ездят ли в Крым и обратно фуры с товарами?
— Любые грузовые перевозки запрещены. Могут проезжать легковые автомобили и все. Граждане могут пересекать административную границу.
— Хотите сказать, что нет даже попыток договориться о нелегальном перемещении грузов?
— Нет. Это сложно, поскольку ведется постоянная фото- и видеофиксация.
— Какова ситуация со светом и водой? Есть ли попытки той стороны договориться?
— Мы не признаем никакую власть в Крыму, поэтому не можем выстраивать отношения с той стороной, как вы ее называете. Мы строим стационарные сооружения, которые позволят обеспечить жителей полуострова водой, но это будет после того, как Крым вернется в состав Украины. Пока Крым находится в оккупации, вода туда поступать не будет.
— Насколько Херсонская область пострадала от оккупации Крыма в плане энергетики. Как сильно затронули подрывы ЛЭП в прошлом году?
— В июле была запущена новая подстанция. Это дало нам возможность обеспечить два района - Чаплинский и Каланчакский - электроэнергией и водой, которая подается благодаря этой электроэнергии.
— Госфонд регионального развития выделяет более 92 миллионов гривен на инфраструктуру области. На что пойдут эти деньги, какие объекты будут модернизироваться?
— В первую очередь средства пойдут на аэропорт, чтобы мы могли привлечь рейсы, в том числе международные. Также они пойдут на ремонты котельных, мы готовимся к зиме. Часть денег пойдет на реконструкцию спортивных и культурных объектов. Мы уже направили немало средств в прилегающее к Крыму населенные пункты, чтобы восстановить там социальную инфраструктуру.
— Было озвучено уже немало заявлений об укреплении обороны Херсонской области. А морская граница надежно защищена?