Немало в Украине партий, претендующих на представительство в парламенте. Ещё больше – кандидатов в депутаты – «мажоритариев». И намного больше – вопросов и к тем, и к другим. Некоторое время назад в связи с этим «Гривна» решила как-то упорядочить ситуацию и предложила читателям звонить на редакционные телефоны и передавать свои вопросы кандидатам в депутаты, баллотирующимся в данном регионе. Звонков в «Гривну» – мало не покажется. Они продолжаются. Кандидат-коммунист Екатерина Самойлик первой достигла «финиша», то есть того количества адресованных ей вопросов, которое можно назвать репрезентативным. Вопросы «Гривна» публикует в «бесфамильном» варианте, ибо подобраны те из них, которые волновали не одного звонившего в редакцию, а нескольких.
- КПУ ратует за национализацию крупных предприятий. Но в Украине говорят, что «гуртове – чортове». Может, лучше жестче прижать законами хозяев заводов?
- Все стратегические отрасли экономики Украины должны быть национализированы. И только государство должно иметь над ними полный контроль. Посмотрите, что произошло в Украине после приватизации облэнерго. Пришел частник, хозяин – читай монополист, единственная цель которого – получение прибыли, причем без особых вложений и модернизаций. И если ему заблагорассудится, он может отключать от энергоснабжения школы, больницы или насосы, которые подают воду на верхние этажи многоэтажек. И никто на ситуацию повлиять не может: монополист он и есть монополист, и никто ему не указ.
Для меня очень показательным был пример «Фукусимы» в Японии. Я тогда побывала там лично в составе парламентской делегации. Атомная станция, авария на которой обернулась для страны техногенной катастрофой, принадлежала частной компании. Частники, спасая свои активы, просто уничтожали окружающую среду – сливали радиоактивную воду в океан. И это все, на что они были способны. Ресурсов для ликвидации последствий происшедшего не хватило, пришлось вмешаться государству: задействовали все, вплоть до вооруженных сил. А иначе и быть не могло. Кстати, этим летом компания, осуществляющая руководство «Фукусимой», перешла под государственный контроль. Выводы делайте сами.
- Многие считают, что КПУ – это партия тех, у кого все в прошлом, кто живет, ностальгируя по временам СССР, КПСС. Если это не так, то каково пополнение рядов КПУ молодежью, людьми среднего возраста? И зачем молодым идеология, родившаяся полтора века назад?
- КПУ уже давно не является партией времен СССР. За последние годы наши ряды существенно помолодели. Мы стараемся идти в ногу со временем, учитывая все вызовы современности. И нам есть, что предложить молодежи. За примерами далеко ходить не приходится. Средний возраст депутатов, которые представляют КПУ в местных советах по всей Украине, – 30–45 лет. И назвать их людьми, у которых все в прошлом, язык не поворачивается.
- Вы – выходец из народного образования, учитель. Скажите, возможно ли поднять уровень образования в нынешней Украине до классического советского уровня? Как государству деньги найти, чтобы, как когда-то в каждой школе и физлаборатория была с приборами, и химлаборатория?
- Моя позиция по этому вопросу однозначна: любое уважающее себя государство должно выделять 10% валового национального продукта на образование. Умри, но эту десятину отдай! И тогда в школах будут созданы и соответствующие условия, и надлежащая техническая база. А у страны – перспектива. Кроме того, коммунисты категорически настаивают: никто не вправе приостанавливать действие статьи 57 Закона «Об образовании», которая гарантирует учителям ряд социальных льгот. Это даст возможность выплачивать молодому специалисту по окончании учебного заведения зарплату в размере более 3 тысяч гривен (эквивалент средней зарплаты в промышленности), а учителю со стажем и выслугой – вдвое больше. Соответственно и пенсионное обеспечение предлагаем установить на уровне 80% зарплаты и плюс по одному проценту за каждый год работы после выхода на пенсию.
- Отчетность депутата перед избирателем. Должна ли быть возможность отзыва народного депутата своими избирателями?
- Люди имеют полное право отозвать народного депутата, который не справился со своими обязанностями и не отстаивал их интересы. На то он и народный депутат – его на работу избиратели нанимают. Но не меня одну, как у нас на Херсонщине получается: чуть что случилось – все к Катерине Семёновне бегут, потому что других депутатов ни в лицо, ни по имени-отчеству не знают. Сейчас депутаты в области «зашустрили», подарки вручают, помогают – выборы на носу. Боюсь, что после 28 октября их днем с огнем не сыщешь.
- Как бы вы распорядились гигантскими деньгами, затрачиваемыми у нас на мероприятия типа Дня города?
- Я не против праздников – они нужны. Но устраивать их надо с умом, а не так, чтобы День города напоминал пир во время чумы. В Херсоне что, мало проблем? Освещены все улицы, отремонтированы дороги, круглосуточно работает городской транспорт, вода подается в квартиры херсонцев не по часам? Может быть, разумнее было бы тратить такие огромные деньги на решение проблем жителей города, а не на две-три песни заезжих звезд эстрады?
- Кого вы считаете своим главным конкурентом на 186-м округе?
- Моим главным конкурентом на Херсонщине является действующая власть, которая беззастенчиво использует админресурс и не гнушается никакими методами в своей предвыборной борьбе – от открытых угроз до черного пиара и оскорблений. Но меня запугать трудно. Я четко знаю, что без борьбы не бывает победы. Но в отличие от моих оппонентов моя борьба – честная. С открытым забралом, если они знают, что это такое.
- Как избежать повышения жилищно-коммунальных тарифов при тотальном увеличении цен на все?
- Здесь такая же ситуация, как и с облэнерго. Жилищно-коммунальное хозяйство – стратегическая отрасль. И здесь свое слово должно сказать государство: вернуть под свой контроль и не отдавать на откуп олигархам. Это означает – никаких частных ЖЭКов, тарифы на электроэнергию, газ, тепло имеет право устанавливать только государство. А расходы за коммунальные услуги не должны превышать 10% дохода семьи. Тогда все станет на свои места.
- С 1 января 2013 года истекает мораторий на продажу земли. Чем это чревато для Украины как для государства (в глобальном смысле)?
- На сегодняшний день, вы просто вдумайтесь, треть украинской земли находится под контролем иностранных компаний. На примере Херсонщины: только в Чаплинском районе в аренде у иностранных предприятий – 24 тысячи гектаров. А это, как судно под заморским флагом: ступил на его палубу – подчиняешься законам другой страны. Что помешает иностранному инвестору с 1 января огородить свою территорию забором, установив собственную государственную границу и спускать собак на украинцев, которые уже не будут хозяевами на своей земле? Продажа земли для нас означает потерю государственного суверенитета.
- Государство сначала цинично украло у граждан их сбережения, а теперь под личиной заботы о них с экранов телевизоров трубит о выплатах «Витиной тысячи». Позиция КПУ?
- В последние годы власть, просто «кинув» простых украинцев и отняв их сбережения, отделывается жалкими подачками. Обычно это происходит перед выборами. Еще не так давно люди умирали в очередях, пытаясь получить «Юлину тысячу» (копейки в советском эквиваленте), а сегодня идут в сберкассы в надежде забрать «Витину», справедливо руководствуясь принципом: с паршивой овцы хоть шерсти клок. Коммунисты считают: несмотря на все заверения, принятых руководством страны мер явно недостаточно. Для возврата вкладов надо выделять средств в десятки раз больше. Именно поэтому фракция КПУ внесла законопроект, в котором чётко определяются источники наполнения специального фонда по возврату сбережений. Например, задаётся такой алгоритм: в прошлом году был один объём ВВП, в нынешнем году – увеличился, и 50 % разницы между двумя размерами ВВП направляются в спецфонд. Далее следует ввести государственную монополию на ликёро-водочные и табачные изделия. Это может дать дополнительных поступлений в бюджет до 30%. Тогда представьте, какие поступления пойдут в этот спецфонд. Это и налог на роскошь, и дифференцированный подоходный налог, 50% поступлений от приватизации. Только комплексное решение проблемы позволит вернуть все украденное у людей и, как следствие, вернуть доверие к государству.
- Ситуация просто абсурдная: при огромном количестве водных ресурсов Херсонщина превратилась в безводный регион. В областном центре вода по графику, в селах – просто катастрофа (2–3 часа в день). Какой выход?
- Широко разрекламированная государственная программа «Питна вода» на Херсонщине вообще не выполняется. Отговорки власти стандартные: денег не хватает. Дошло до предела: в Ивановском районе ведро питьевой воды меняют на десяток яиц. Но я точно знаю: деньги идут щедро на Донбасс. И что, это не геноцид? Если вы выделяете миллионы на улучшение качества питьевой воды в Украине и водоснабжения в целом, распределяйте их между всеми регионами, где существуют такие проблемы, а не создавайте показушное «покращення життя» в отдельно взятых областях. И это будет государственный подход, а не популистский.
- К сожалению, уже привычными украинскими реалиями стали тотальное обнищание, всплеск агрессивных настроений, особенно среди молодежи. На этом фоне в Украине поднимает голову фашизм. Что с этим делать?
- Историческая правда: примерно на такой же волне экономического кризиса, безработицы и беззакония в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Именно из-за отсутствия моральных устоев нации идеология фашизма заполонила умы. К сожалению, наше общество идет в этом направлении семимильными шагами. Куда ни посмотришь – пропаганда насилия, злобы, убийств. О патриотизме вообще все забыли. И с такими явлениями нужно бороться уже на государственном уровне. Поэтому КПУ выступает за запрет пропаганды сексуальной развращенности, насилия, расизма, ксенофобии и национальной вражды. А также за введение уголовной ответственности за героизацию лиц, сотрудничавших с нацистским режимом, и тех, кто сегодня пропагандирует эти идеи. Молодежь нужно воспитывать в духе любви к своей стране. Тут есть только черное и белое. И никак иначе.
- Последние месяцы Херсонщину буквально сотрясают коррупционные скандалы. Какой выход – всех взяточников к стенке или КПУ пойдет более либеральным путем?
- На мой взгляд, лучше к стенке. Чтоб следующим неповадно было. А то ведь другие методы не работают. Вы посмотрите: отгремел коррупционный скандал – смотришь, его фигурант через несколько месяцев по Киеву гуляет. Мол, под подпиской о невыезде и со следствием сотрудничает – рассказывает, как деньги на выборы собирал. Но ведь это не наказание, а безнаказанность. Тут нужны радикальные меры!
- Мы уже привыкли, что предвыборные кампании в Украине очень грязные. Против вас тоже используют так называемый компромат?
- Да, еще как используют. Иногда такое о себе читаю и слышу, что думаю: прямо дон Корлеоне украинского разлива. Но компромат этот именно так называемый. Заводов и пароходов у меня нет, а половина моей немаленькой по украинским меркам зарплаты (как и у всех народных депутатов от КПУ) идет на материальную помощь людям, нашим избирателям, подписку газет. Поэтому пусть ищут этот свой компромат, если делать нечего. А мне работать нужно –я людям обещала.
- Наши политики (особенно перед выборами) очень любят позировать перед камерами и давать постановочные интервью, рассказывая о своих крепких семьях и послушных детях. Вы в этом отношении человек достаточно закрытый...
- В моей семье, как и во всех, есть проблема отцов и детей. Но я ее не лакирую и не навожу глянец. Мой сын – непослушный. И перца в сердце у него еще больше, чем у меня. И это при том, что моя мама как-то сказала: «Катерина, у тебя не нрав, а норов». Но мы любим друг друга, а иначе и быть не может. Нет у человека в жизни ничего дороже семьи. Это как пазлы: если этот кусочек сложился, то и все остальное в жизни сложится – работа, карьера, бизнес. И когда у меня выдается свободная минутка, я просто лечу к моей семье: сыну, невестке, двум внученькам. И это – лучшие минуты в моей жизни.
- Этот вопрос можно назвать в какой-то мере провокационным: вы верующий коммунист?
- Думаю, что нет на земле ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не попросил: «Господи, помоги!» Я, наверное, не являюсь верующей в показушном современном понимании, особенно в том, которое так практикуют наши чиновники: прийти на службу под объективами фото- и телекамер. Я считаю, что вера воплощается в конкретных делах, и стараюсь идти именно этим путем. Поэтому уже несколько лет возглавляю Украинское отделение Международного общественного фонда единства православных народов. Мой скромный труд отмечен несколькими церковными наградами, которыми я горжусь.
Олег ИСТОМИН, "Гривна"